Кинешемский театр не ударил в грязь лицом

На фестивале «Горячее сердце» состоялся пятый показ премьерного спектакля «На бойком месте» Кинешемского драмтеатра.

Спектакль «На бойком месте» в Кинешемском драмтеатре «родился» в октябре прошлого года, но уже добился первых признаний в любви. В Кинешме на VI Международном фестивале «Горячее сердце» эта постановка по комедии Островского стала открытием и  произвела фурор. Мы попытались разобраться, в чём причины успеха. 

Актриса Наталья Рыбакова — Евгения Мироновна. Актёр Константин Межаков — Сеня.

Постановка сразу удивляет своей «не провинциальностью», чем рушит устоявшиеся шаблоны о периферийных городских театрах.

– Такой спектакль не опозорил бы ни одного хорошего московского театра. Абсолютно во всех элементах: режиссуре, труппе, художественном и музыкальном оформлении – всё на уровне, – прокомментировали нам члены жюри фестиваля «Горячее сердце» сразу после просмотра.

Актриса Дарья Виноградова — Аннушка.

Актёр Виктор Смольков — Вукол Ермолаевич Бессудный. Актриса Наталья Рыбакова — Евгения Мироновна, его жена.

Спектакль уже побывал в Питере и был принят на ура. Стоит ли говорить как волнительна была для труппы из Кинешмы эта поездка. Но провинциальный спектакль зацепил публику Северной столицы. Отсюда вопрос к режиссёру:

– В чём разница между провинциальным и столичным театром?

– Провинциальный театр или столичный – так вопрос не стоит. Разницы нет. Тут вопрос в одном: либо ты владеешь профессией – либо не владеешь. Это, кстати, не только про режиссёра, это вообще про всех, – считает режиссёр-постановщик спектакля Наталья Николаева.

Актёр Антон Копчинский — Павлин Ипполитович Миловидов. Актёр Андрей Кудряшов — Пыжиков.

Трудно не согласиться. Действительно, в большинстве случаев за «провинциальностью» скрывается обычный непрофессионализм. Однако нам кажется, что в случае с нашим спектаклем речь идёт о нечто большем, чем искусное ремесло. В зале можно было кожей ощущать как действо на сцене резонирует с эмоциями зрителей. Режиссёру удалось сыграть на струнках души того самого «глубинного народа», чувства которого если срезонируют, то в полный рост. «Любить – так любить!», как пел известный бард. И хотя тайны мастерства словами не раскрыть, мы продолжили расспрашивать режиссёра о причинах успеха постановки.

Актёр Антон Копчинский — Павлин Ипполитович Миловидов. Актриса Дарья Виноградова — Аннушка.

Актёр Вячеслав Митронин — Разорённый. Актёр Виктор Смольков — Вукол Ермолаевич Бессудный.

– Задача была поставлена директором театра Натальей Сурковой: взять пьесу, которая сегодня не пользуется особенной популярностью и воплотить её на сцене, причём строго в традиционном стиле. Со своей стороны мы, конечно, постарались сделать это максимально выразительно, – вспоминает начало работы над постановкой Наталья Николаева.

Актёр Алексей Дрягин — Пётр Мартыныч Непутёвый.

Актриса Наталья Рыбакова — Евгения Мироновна. Актриса Дарья Виноградова — Аннушка.

Почему выбор пал на пьесу «На бойком месте»? Оказывается, недалеко от Щелыково существовал постоялый двор, где реальнопроисходили тёмные делишки, описанные в сюжете комедии. По крайней мере, есть воспоминание Александра Островского о том, что его не пустили на него только потому, что в этот момент пять дочерей хозяина обхаживали военных. На драматурга такой поворот произвёл глубокое впечатление. То есть, можно сказать, сюжет «Бойкого места» взят буквально с кинешемской земли. В этом, наверное, уже что-то есть.

Актёр Виктор Смольков — Вукол Ермолаевич Бессудный. Актриса Наталья Рыбакова — Евгения Мироновна, его жена.

Актёр Антон Копчинский — Павлин Ипполитович Миловидов. Актёр Виктор Смольков — Вукол Ермолаевич Бессудный.

Актёр Виктор Смольков — Вукол Ермолаевич Бессудный.

Но какой-бы ни был сюжет, для воплощения задач необходима крепкая команда. В первую очередь мы принялись расспрашивать об актёрах. Сразу стало понятно, что режиссёр в своих актёрах уверен и стоит за них горой.

Актёр Антон Копчинский — Павлин Ипполитович Миловидов. Актриса Дарья Виноградова — Аннушка.

Актриса Дарья Виноградова — Аннушка.

– На артистах спектакль держится! Не будет артиста – не будет спектакля. Всё остальное работает для артиста. Без артистаневозможен театр. Они прекрасные. Очень талантливая природа у каждого из них, они думающие и очень «слышащие», слышат режиссёра и привносят своё. И работать с ними одно удовольствие, – горячо реагирует режиссёр спектакля. И актёры отвечают режиссёру взаимностью (это к вопросу: начнём с того, кто кого любит). 

Актёр Антон Копчинский — Павлин Ипполитович Миловидов. Актриса Дарья Виноградова — Аннушка.

Несколько слов про «всё остальное», что «работает для артиста». Потрясающе, великолепно, выразительно, продуманно до мелочей – все эти эпитеты смело можно отнести к костюмам, декорациям, хореографии и музыке. Над сценографией трудилась Светлана Рарий, член «Союза художников России». 

Актриса Дарья Виноградова — Аннушка.

Грамотно подобранная музыка, песни и танцевальные номера – эффектны и пронзительны. Но самое главное они точно попадают в цель – в сердце зрителя. Публика готова плакать навзрыд вместе с Аннушкой, когда актриса Дарья Виноградова поёт «Пела, пела, пташечка. Да замолкла…» или пуститься в пляс вместе с танцевальной группой в радостные минуты сюжета. Зритель как зачарованный доверчиво следует за действом на сцене.

Актриса Дарья Виноградова — Аннушка.

Актёр Виктор Смольков — Вукол Ермолаевич Бессудный.

Примечательно, что почти все артисты в труппе не имеют музыкального образования. Вокал и хореографию ставили на репетициях. Как это всё можно было сделать с актёрами без предварительной подготовки в репетиционный период – непонятно. Низкий поклон хореографу Марине Мазмудовой, заведующей музыкальной частью Алине Бурнаевской и хормейстеру Светлане Фокиной. Словами их работу не передать – нужно видеть и слышать. 

Актёр Антон Копчинский — Павлин Ипполитович Миловидов. Актриса Дарья Виноградова — Аннушка.

– Создание спектакля – это всегда командная работа. Без них ничего не получится и мне с ними очень повезло. В целом весь коллектив театра во главе с директором – команда единомышленников, а это дорогого стоит! – признаётся режиссёр Наталья Николаева. 

Эту работу, постановку спектакля «На бойком месте» Наталья посвятила своему мастеру в Щукинском училище, умершему год назад, режиссёру и педагогу Леониду Хейфецу.

Однако, добавим в нашу бочку с мёдом ложечку дёгтя. На наш взгляд, в спектакле чуть-чуть царапает наличие простецких посылов «ниже пояса». В этих штрихах обычно просвечивается один из симптомов той пресловутой «провинциальности»: излишний гротеск – но это на наш скромный вкус (ИМХО, говоря по-старинке).

Актёр Антон Копчинский — Павлин Ипполитович Миловидов. Актриса Наталья Рыбакова — Евгения Мироновна.

Хотя эти штрихи блекнут на фоне всего остального. Тут же следует сцена, которая буквально напоминает картины старинных мастеров живописи (ну чем не Офелия).

Актриса Дарья Виноградова — Аннушка. Актёр Антон Копчинский — Павлин Ипполитович Миловидов. Актриса Наталья Рыбакова — Евгения Мироновна.

Ну и конечно нужно сказать об интриге пьесы «На бойком месте», которая крепко держит зрителя до самого конца комедии Островского. Сама собой приходит на ум крылатая фраза великого режиссёра Петра Фоменко, с которой, как говорят, он неизменно приступал к разбору всякой пьесы: «Начнём с того, кто кого любит». Ответ на этот вопрос герои нашего спектакля ищут на протяжении всего действа, увлекая за собой зрителя, который послушно следует за происходящим на сцене, задумывается об этой самой любви, и решает для себя, есть ли она вообще на этом свете. 

Последний вопрос режиссёру: 

– Зачем всё это?

–  Наша жизнь среди людей это и есть, условно говоря, то самое «Бойкое место», где каждый из нас выгрызает свой кусок счастья, а оно у каждого своё, – отвечает Наталья Николаева. – Так вот, когда мы стремимся ухватить его за хвост, при любых, даже самых отчаянных обстоятельствах, важно не предать самого себя, не предать предмет своей любви. Одним словом – не предать своё сердце!

Успех кинешемского спектакля «На бойком месте» не неожиданность, а закономерность.  Он кроется в первую очередь в молодой команде, амбициозной и не боящейся экспериментов. Яркие и продуманные решения сценографа и художника по костюмам, проникновенная музыка и хореография, вдохновенная игра актёров, которые заряжены постоянно брать новую планку. Всё это видно на сцене. 

Но есть ещё «невидимая» работа за сценой – это многолетняя слаженность и профессионализм всего административного и технического персонала театра и крепкое, но чуткое руководство в лице директора театра Натальи Сурковой. Это без лести. Спектакль выстрелил – и это прямое доказательство объективности наших суждений.

Напомним, VI Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце» проходил с 17 по 26 апреля в городе Кинешма. Десять вечеров подряд на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского коллективы из Луганска, Минска, Нижнего Новгорода, Владимира, Вольска, Кинешмы и Москвы показывали свои лучшие постановки по пьесам Александра Николаевича Островского, великого русского драматурга, 200-летие которого широко отмечается в нашей стране в этом году.

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет