Пара правил от кинешемского полицейского, как не стать жертвой жуликов

Только было собрались огласить очередную историю дистанционного мошенничества в Кинешме, как в редакцию позвонили из полиции. Сказали, что не плохо бы объединить усилия по просвещению потенциальных жертв через газету. Мы ответили: «Если ради пользы, то почему бы и нет».

«168 часов» встретились с руководителем штаба кинешемской полиции Олегом Маканиным и первое, что услышали от него, это:
Бывает, что и дня не проходит, чтобы люди не обратились с заявлением о дистанционном мошенничестве. Причём всё чаще жертвами становятся не пенсионеры, а люди 30-50 лет. У многих высшее образовании, а то и не одно. Потом они сами же признаются: «Мы знали об этом, читали про такое в СМИ, но…» Поэтому руководство кинешемской полиции решило ещё активнее доносить до людей простые правила, как не попадаться на уловки мошенников. Если из тысяч читателей удастся обезопасить хотя бы нескольких человек, то это будет уже результат.
Мы согласились с Олегом Станиславовичем, поскольку в стороне не стоим, а из номера в номер рассказываем о разорительных ошибках людей, чтобы другие не повторяли подобное. Но, увы, повторяют. 
Одни отдают деньги, испугавшись кредитной кабалы, а другие – в надежде получить заоблачные проценты. Одни отдают последнее, а у кого и последнего-то нет, берут кредиты.
Волна дистанционного мошенничества берёт своё начало с того времени, когда Герман Греф возглавил «Сбербанк» и объявил курс на цифровизацию, при помощи которой возможно производить любые денежные операции без посещения банка, — продолжает Олег Маканин. — С одной стороны день ото дня растет функционал официальных приложений банков, человеку при наличии компьютера или смартфона с выходом в интернет достаточно сделать пару нажатий  и они заменят реальное посещение банка по любому вопросу – будь это перевод денег родственнику или получение кредита. В противовес этому активизировались мошенники, чьи методы, как это ни печально, работают. У нас нет возможности объяснить природу методов, которые заставляют людей выполнять все указания мошенников, но мы знаем, как противостоять им.
Продолжая развивать мысль о том, как просто защитить себя и своих близких, Олег Маканин настаивает на, что людям необходимо соблюдать два правила.
Первое правило – не отвечать на незнакомые номера или немедленно обрывать разговор, услышав, что звонят из банка с целью выяснить информацию по той или иной банковской операции. Надо понимать, что банковские работники никогда не станут этого делать по телефону, любые вопросы по банковским счетам и вкладам решаются лишь вживую и в самом банке. Как только услышали что-то подобное, сразу прервите разговор твердым голосом и потребуйте, чтобы вам более не звонили. Если человек раз-другой бросит трубку, мошенники отметят его номер как нежелательный. С этим человеком мошенникам неудобно работать. Им нужны податливые люди. Если в круге вашего общения есть люди из «зоны риска» — например доверчивые родители, то приучите их к правилу – не решать проблемы без вашего участия, будь это посещение квартиры подозрительным коммунальщиком или звонок из банка. Возникла проблема – пусть  они звонят вам, не принимая самостоятельных действий.
Второе правило вытекает из первого – в случае малейших сомнений проводить любые денежные операции только при личном посещении офиса банка. Также Олег Маканин советует не проходить мимо людей, которые стоят рядом с банкоматом и монотонно производят какие-то манипуляции, слушая кого-то по телефону.
— Таких людей следует «выдёргивать» из психологического вакуума, в который их погрузили мошенники. Мне лично известны случаи, когда попавшиеся на уловки мошенников люди перестают отвечать на звонки родных и находятся на связи исключительно с мошенниками. Такая «изоляция» может длиться несколько дней. Случалось, что я рекомендовал таким родственникам дежурить у входа в банк, куда жертва обязательно должна была прийти, чтобы перечислить деньги на номера, продиктованные мошенниками. Размер перевода в таком случае не превышает 15 тысяч рублей, но человек, находясь под влиянием, совершает несколько десятков переводов (до сотни). В итоге набегают шестизначные суммы ущерба. 
Методов, как сразу вовлечь человека в разговор, у мошенников множество. Они могут сходу выдать человеку личные сведения о нём и тем самым завоевать доверие. Спросите, откуда у них такие сведения? 
Наши странички в социальных сетях – кладезь информации для мошенников. Кроме того в практике кинешемской полиции есть случаи, когда обманутому человеку те же самые мошенники перезванивали спустя неделю и предлагали вернуть часть денег за  информацию о трёх своих знакомых. То есть, назвать имена, адреса, места работы, состав семьи и прочее.
Наш собеседник предупреждает также не верить своим глазам, если звонки поступают с реальных номеров.
Сейчас существуют программы, которые позволяют подменять телефонные номера. Мошенники, используя такие технологии, могут звонить с официального номера «Сбербанка» — «900», с номеров полиции, прокуратуры и ФСБ. Мне известен случай, когда человек стоял перед дверями банка, ему позвонили с неизвестного номера, звонящий представившись следователем по экономическим делам, сообщил, что его банковский счет взлом и совершена попытка оформить кредит. Человек попросил своего супруга проверить подлинность номера, тот проверил с помощью интернета, и подтвердил, что это телефон дежурной части УМВД Ивановской области. Отбрасывая подробности, скажу, что итогом стало мошенничество на сумму более миллиона рублей. Поэтому соблюдайте два правила – никогда не разговаривайте по телефону с незнакомцами и решайте вопросы, связанные с личными счетами и вкладами, только при личном посещении офиса банка.
В следующий раз Олег Маканин обещал рассказать о новых видах мошенничества, которые только входят в оборот – они настолько хитрые, что сам никак не догадаешься, что влезаешь в чужую афёру. О подобном лучше знать наперёд, чем учиться на собственном опыте и дырявом кошельке.
 

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет