Михаил Соловьев: из подвальчика в общаге до черного пояса по карате

Большое интервью с первым чемпионом России по карате из Кинешмы.

 
12 декабря в Кинешме прошел первый Открытый Чемпионат и Первенство города по карате. Собралось много титулованных бойцов со всей области. Соревнования по этому виду спорта, да еще такого уровня, у нас не проводились давно. Организатором турнира выступил спортсмен Михаил Соловьев, к слову, являющийся первым чемпионом России по карате из Кинешмы. В настоящее время обладатель черного пояса 2-го дана по федерации Киокушинкайкан IKO (Интернациональная организация карате) Мацушима вынашивает планы по дальнейшему развитию карате в городе. Наше большое интервью об этом и не только.
 
 
«ВРАЧ СКАЗАЛ, ЧТО СО СПОРТОМ НАДО ЗАВЯЗЫВАТЬ»
 
— Михаил, вы ведь родом из 90-х, когда каждый второй мальчишка, насмотревшись фильмов в видеосалоне, начал грезить восточными боевыми искусствами. А как вы пришли в карате?
 
Я точно такой же мальчишка. Фильмы с Брюс Ли и Чак Норисом были одними из моих любимых. Если вы знаете, карате в СССР было запрещено, вплоть до уголовной ответственности. Легализовали его только в конце 80-х и очень много парней пошли им заниматься. Всем хотелось быть похожими на неуязвимых бойцов с экрана. В том числе и мне. Правда, сначала я хотел записаться в секцию дзюдо и самбо, но меня не взяли по медицинским показателям. Тогда, увидев объявление о наборе в секцию карате, я решил попробовать себя там. Это был 1991 год. Мне было 11 лет. 

— Где тренировались?
 
— В небольшом зале, оборудованном в подвале общежития на «Красной ветке», который мы делили с боксерами. Моим первым тренером стала Екатерина Соколова. Почти все каратисты в нашем городе прошли через ее школу.
 
 
— Зная о ваших титулах, удивлен, что врач запретил вам заниматься борьбой. Как так произошло?
 
— Я пришел к врачу за медицинской справкой, а он мне ее не выписал, сам не знаю почему. Но без этой справки к тренировкам не допускали. А через четыре года я стал чемпионом России по карате. Вообще, у нас удивительная медицина. Однажды, я явился на прием к одному специалисту в белом халате, рассказал ему о том, что меня беспокоит. Он провел осмотр, после чего порекомендовал укрепить здоровье занятиями спортом. Я ответил, что не так давно завоевал титул чемпиона страны по карате. Врач удивился и сказал, что тогда со спортом надо завязывать. Вот такие у нас медики.
 
 
«ОТ ОБИДЫ ПОЕХАЛ И ВЫИГРАЛ ЧЕМПИОНАТ МОСКВЫ» 
 
— Когда вы получили свой первый пояс?
 
— В 1993 году к нам в Кинешму приехал обладатель черного пояса 1 дана мастер из Кирова Виктор Львович Сарафанников. В санатории «Станко» у нас прошли достаточно жесткие трехдневные сборы. На пояс сдавало тогда человек тридцать, но сдало лишь семь. Я был среди тех, кто получил белый пояс.
 
— И когда пришли первые успехи?
 
— Скоро из подвальчика в общаге мы переехали в спортивный зал воинской части, командиром которой тогда был Андрей Назаров, будущий мэр города. Он нам серьезно помогал, в том числе и поездками на соревнования. В тоже время к нам приезжали опытные спортсмены, такие мастера как Всеволод Миньков, Максим Дедик, Роман Мухутдинов, Сергей Чубаров. От них мы переняли огромный опыт. И не удивительно, что в 1995 году кинешемские каратисты заняли первое место в общекомандном Первенстве Ивановской области. Через 4 месяца наша команда триумфально выступила на Первенстве Москвы. Золотые медали взяли Алексей Палкин, Александр Лапшин, и Михаил Соловьев, а Дмитрий Горосов стал бронзовым призером. Как результат, опять первое общекомандное место. 
 

— А ваши личные достижения?
 
В том же 1996 году я добился серьезного успеха, выиграл Первенство России в весовой категории до 45 килограмм. А Алексей Палкин на том же турнире стал серебряным призером в весе до 50 килограмм. В финале он бился со сломанным на ноге пальцем, но, несмотря на это, мужественно вышел на бой и к сожалению проиграл. По итогам 1995-1996 годов наш тренер Екатерина Соколова была признана лучшим тренером в организации IFK (Международная Федерация Карате).
 
— Ваш переход во взрослый спорт получился неожиданным. Вам ведь тогда еще было 17 лет.
 
Да. После окончания школы я продолжил тренироваться. Много ездили на разные турниры. На Первенстве России по юниорам мне не повезло. Проиграл в первом же бою. Очень досадно было. От обиды поехал на Чемпионат Москвы среди взрослых. И выиграл. Потом была служба в армии, которую я проходил в Кинешме. Служил в спортроте. Тогда же, в конце 90-х, в кинешемском карате наступил спад. Наше поколение выросло, многие разъехались по разным городам: кто учиться, кто работать. Если я не ошибаюсь, последним чемпионом Первенства России среди юниоров из Кинешмы в 2000 году стал Алексей Феоктистов. Больше успехов я не помню. Он сейчас в нашей федерации карате один из самых титулованных бойцов. Живет и тренируется в Москве. 
 
 
«ЯПОНЕЦ УПАЛ ЧЕРЕЗ 23 СЕКУНДЫ»
 
Если я не ошибаюсь, вы достаточно долго тренировались один. Как так вышло?
 
— После армии я с разным успехом продолжил выступать на  соревнованиях.  Были победы и поражения. Выиграл чемпионаты Владимира, Нижнего Новгорода, Воркуты. В Воркуте я бился в финале с действующим чемпионом мира. Я единственный, кто смог выстоять против него все 2 минуты раунда. Все соперники упали раньше. Я тоже проиграл, но по решению судей. В 2003 году я последний раз выступал  в организации IFK (Международная Федерация Карате). Чуть позже, я ушел от Екатерины Соколовой, наверное наши взгляды немного разошлись. Начал тренироваться один. После этого я перешел в организацию Киокушинкайкан IKO Мацушима, которую до сих пор представляю. В 2007 году я стал Чемпионом России и меня пригласили в сборную страны.
 
 
— Это вам позволило расширить свой опыт до уровня международных соревнований?
 
— Попав в сборную, я стал кандидатом на поездку на Мировой Чемпионат, который должен был пройти в 2008 году в японском городе Наха. Готовился полгода. Тренировался практически один в зале с рукопашниками на «Волжанине», проводил сборы в Нижнем Новгороде. Однако, немного просчитался с выходом на пик формы, который пришелся на конец декабря, а выступал я в январе. В итоге в Японии занял 9-е место, одержав победы в двух боях. В первом одолел англичанина, во втором — японца. Уложил его через 23 секунды после начала боя. Пробил в печень, после чего он упал. В третьем поединке тоже встретился с японцем. Бились все 4 минуты. Я проиграл решением судей. Еще до начала турнира нам намекнули, что если мы не одерживаем победу чисто, то на благосклонность судей не рассчитывайте. Так и было. Нарушения правил с нашей стороны они фиксировали четко, у японцев многое не замечали.
 
 
«В ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ЗАКАНЧИВАТЬ НЕ СОБИРАЮСЬ»
 
— Как сложилась ваша дальнейшая спортивная карьера?
 
Не так, как хотелось. Я устроился работать в мужскую колонию строгого режима. Год после этого еще повыступал. Снова выиграл чемпионат России. В 2009 году поехал на Чемпионат Европы, где стал 5-м. Немного не повезло с жеребьевкой. Попал на россиянина, который в итоге стал победителем. С 2010 года я выступать перестал. Полностью погрузился в службу. Практически не тренировался. Не хватало времени. У меня дневная работа, но бывают и ночные смены, и по тревоге поднимали. На тренировки уже не оставалось сил.
 
 
— Что же вас сподвигло вернуться в спорт?
 
— Год назад я выслужил пенсию, наверное, скоро завершу службу. В связи с этим решил возобновить тренировки. С апреля начал втягиваться, восстанавливать физическую форму. Снова один. Этим летом меня пригасили выступить на кубке России в Анапе. Я решил, а почему бы нет. Техника от меня никуда не ушла. И неожиданно для всех выиграл Кубок. Снова позвали в сборную, в составе которой ездил на Чемпионат Европы. Стал 9-м. Проиграл грузинскому спортсмену, будущему чемпиону. Через месяц выступил на Первом Чемпионате России по всестилевому карате в дисциплине полный контакт, где занял 3 место. Сейчас начинаю подготовку к Чемпионату России, который пройдет в мае. Мне всего 35 лет и заканчивать я не собираюсь.
 
— Но теперь вы еще занимаетесь и тренерской деятельностью?
 
— Тренироваться одному тяжело. Поэтому набрал взрослую группу, которую тренирую. Я помогаю им, они мне. Желающих заниматься много. Сначала ходило 5-6 человек, теперь в группе уже в три раза больше. Пришел мужчина, 31 год, сказал, что хочет сдавать на пояса. Будем готовить. С ноября я также сформировал младшую группу для детей 5-8 лет. В ближайшей перспективе думаю набрать детей постарше. Занимаемся мы в спортивной школе Олимпийского Резерва имени Сергея Клюгина. Вообще, планов очень много. В 2016 году хочу организовать 3 мероприятия по карате, но пока не скажу какие. Вынашиваю планы по проведению в Кинешме сборов для профессиональных спортсменов, возможно, приедут даже ребята из Израиля.
 
 
 
«ХОЧЕШЬ ДОКАЗАТЬ, ЧТО СИЛЬНЕЙ – ВЫХОДИ НА ТАТАМИ» 
 
— Как появилась идея провести открытый Чемпионат Кинешмы?
 
— Об этом я стал задумываться, когда возобновил тренировки. Я знаю, что в Кинешме есть люди, которые занимаются карате, но я не слышал, чтобы в нашем городе проводились соревнования. Со своей задумкой я пришел к руководителю спорткомитета Ивану Лебедеву. Он меня поддержал. С организацией турнира очень помог тренер Александр Туманов. Городские соревнования это первый шаг к тому, чтобы Кинешма снова громко о себе заявила. Раньше ребята сильные были, нас везде знали. Организацией участники остались довольными. Жаль, участвовало мало кинешемцев. Следующий турнир, уверен, соберет гораздо больше местных бойцов. Прошедшие же соревнования запомнятся многочисленным зрителям боями высокого уровня. Среди участников были призеры и победители чемпионатов России, и даже один обладатель Кубка мира.

— Карате, достаточно травмоопасный вид спорта, часто ли вам приходилось обращаться по этой причине к врачу?
 
— Карате Киокушинкай самое жесткое из всех существующих видов карате. Бить запрещено только руками в голову, в пах, в шею, в коленные суставы и позвоночник. Слава богу, серьезных травм мне избежать удалось. Правда, на последнем Чемпионате России повредил руку, до сих пор болит. Наверное, все таки, придется обратиться к врачу. Кстати, во времена моего детства, карате было намного жестче. Мы выступали без шлемов и перчаток. Но сейчас, на детских соревнованиях используется защита. Взрослые бьются так же без шлемов. А чтобы удары по корпусу не были столь чувствительными, у нас существует своя система набивки тех частей тела, по которым приходятся удары.
 
 
— А в жизни приходилось применять свои бойцовские навыки?
 
— Нет, до такого не доходило. Карате занимаются не для уличной драки. Карате — это смысл жизни, философия. Хочешь доказать, что ты сильней других, выходи на татами и сразись с равными себе. Сейчас в заявлениях, которые пишут родители детей, записывая их в секцию, есть пункт о том, что карате на улице применять нельзя. Настоящий каратист никогда не использует свои навыки просто так. Только в случаях самообороны. В свое время, в конфликтных ситуация, я всегда старался разрешить проблему на словах.
 
 
— Спасибо за интересный рассказ. Удачи вам в ваших начинаниях.
 
— Спасибо.
 

Комментарии
Комментариев пока нет