Национализация и Кинешма: чего ждать? (Часть 1)

В феврале по стране шумно прокатилась новость о национализации Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС). Предлагаем оценить, может ли подобное коснуться каких-либо предприятий Кинешмы.

Картина в целом

Генпрокуратура полагает, что в 1992 году ИЗТС приватизировали не по закону. Завод имел важное значение для военно-промышленного комплекса страны, поскольку на нём производили оборудование непосредственно для оборонки, а также для авиакосмической, автомобильной и энергетической отраслей. В то же время разрешение на приватизацию оборонного предприятия могло выдать лишь федеральное правительство, а в случае с ИЗТС его выдал ивановский комитет по управлению госимущества. Не по рангу взяли на себя задачу.

Но несколько слов о заводе и его состоянии на сегодня. Надо сказать, что бывший индустриальный гигант – уже бывший. Уже не гигант. Значительная часть его помещений просто-напросто сдаётся в аренду. Что ждет предпринимателей, арендующих там помещения – не известно. Весь пафос ситуации по изъятию этого предприятия и последующем его предполагаемом восстановлении упирается в громадные средства на это требуемые и утерю за прошедшие 30 лет квалифицированных специалистов.

Как бы то ни было, а национализация завода, вероятно, не за горами. К тому же с начала СВО Генпрокуратура инициировала уже 55 дел по национализации производств, которые работали (работают) на оборонку. В 14 случаях уже произошла смена собственности с частной на государственную. Среди прочих национализированы рыбный порт в Мурманске и торговый в Калининграде (поставим себе галочку, чтобы не забыть поговорить про портовые дела Кинешмы).

Также иски Генпрокуратуры бередят спокойствие частных химических предприятий. В объектив её внимания попали воронежский, соликамский и дальнегорский химические заводы (тоже поставим галочку насчёт химпрома).

Сейчас существуют две точки зрения на происходящее. Пессимисты считают, что происходит передел собственности, при котором озолотятся близкие к власти предприниматели. Дескать, национализированные предприятия достанутся в управление им и только им.

Оптимисты же находят, что государство начало консолидацию военно-промышленного комплекса и восстановление кооперационных цепочек. На примере ИЗСТ можно видеть, как в качестве недостающего звена выступит станкостроение, которое в конечном итоге должно обеспечить технологический суверенитет России.

Примечательно, что при национализации не играет роли, кто в своё время приватизировал то или иное предприятие. Если сегодняшние собственники не сами участвовали в приватизации, а лишь приобрели акции, то этот факт не может служить действенным оберегом. Национализация должна состояться в любом случае.

Кроме того стоит уже сейчас призадуматься не только о масштабах начавшейся национализации, но и о грядущих её формах. Какие ещё объекты частной собственности могут попасть под неё. Никто же, наверное, не станет спорить, что мы живём в то время, когда можно ждать чего угодно и даже того, чего не ждёшь.

Оборонка в истории Кинешмы

Какое предприятие Кинешмы ни возьми (бывшее или существующее), его история связана с оборонкой.

Знаменит завод имени Калинина. В Великую Отечественную войну на нём производили гильзы для артиллерийских снарядов и мины. На заводе трудились как взрослые, так и дети. По 12 часов днём и ночью. Бывало, что на соседних станках работали отец и его ребёнок-школьник. Включая девочек. За смену завод выпускал по 800 мин.

Дмитриевский химический завод («ДХЗ») выпускал снаряды для 82-миллиметровых миномётов, растворители для авиационных заводов, а также компоненты для нужных фронту медикаментов и полноценные препараты. К последним можно отнести антисептический и противовоспалительный «Кальцекс».

«Электроконтакт» в те же годы наладил выпуск батареек к карманным фонарикам разведчиков. Он же выпускал сварочные электроды для танковых заводов и компоненты для мембран телефонов.

Лесозавод в немыслимых количествах изготавливал ящики для боеприпасов. Он же – десантные лодки.

Заволжский химзавод, называвшийся в те годы кинешемским, выпускал бутылки с зажигательной смесью, тротил и шрейдерит (вид взрывчатого вещества). Затем было налажено производство адамсита, который являлся химическим оружием.

Не оставались в стороне и текстильные фабрики. Все они работали под лозунгом «Увеличивайте выпуск ткани для фронта и тыла!»

Таким образом, прямо или косвенно каждое промышленное предприятие Кинешмы имело отношение к оборонке. На сегодня какие-то предприятия поменяли профиль, а какие-то исчезли.

Актуальное

Ушли в прошлое ткацкие фабрики №1 и №2. С прошлого года идёт возобновление ткацкого производства на «Томне», но до прежних мощностей ещё далеко. В перспективе создание 500 рабочих мест (при том, что в 1989 году работало более 4 тысяч человек).

«Автоагрегат», пожалуй, можно не считать. Он обанкрочен и от него осталось только название близлежащего микрорайона. На месте завода действует индустриальный парк, в котором арендуют площади те или иные производители.

Исчез лесозавод. От зданий остались лишь руины. Последним его владельцем был подданный США Эрик Брайан Дугалл. Он уехал из России задолго до начала спецоперации на Украине.

Исчез завод Калинина. Производство на нём свернули ещё в нулевые годы XXI века. На его площадях сейчас размещаются лесопилка, производство теплиц и различные магазины.

Однако живы «Электроконтакт» и «Поликор». Первый выпускает свыше  10 тысяч наименований продукции, которая востребована на заводах электроаппаратуры, в автопроме и производстве нефтяных насосов. Второй держит лидерство по выпуску новейших видов огнеупорных материалов, используемых практически во всех промышленных отраслях. Включая, атомную и космическую отрасль.

Жив и здравствует «ДХЗ». Этот завод один из крупнейших российских производителей химии для различных отраслей промышленности и народного хозяйства. К слову, приватизировали его, как и Ивановский завод тяжёлого станкостроения, в 1992 году.

Теперь зададимся вопросом, могут ли выжившие предприятия попасть под национализацию? Теоретически могут. Сто лет назад они уже были национализированы. И «Электроконтакт» Андрея Бюксенмейстера, и «Поликор» Петра Агапова, и химзавод Саввы Морозова.

Возьмём редкое издание 1927 года «Кинешемский район за 10 лет Октября». В разделе «Фабрично-заводская промышленность» прочитаем: «Все предприятия, за единичными исключениями, принадлежали частным владельцам. Во время войны (имеется в виду Первая мировая – прим. ред.) большинство предприятий было приспособлено под оборону, мало ремонтировалось оборудование, быстро изнашивалось. После Октябрьского переворота и национализации промышленности предприятия поступили в плачевном состоянии».

Как видите, на одном веку предприятия уже прошли цикл от частных к государственным и обратно к частным. Может ли в этой круговерти возникнуть новый виток? Почему бы нет. Россия удивительна и непредсказуема.

Порт пяти морей

В самом начале мы ставили галочку насчёт кинешемского порта. В годы Великой Отечественной войны на грузовом районе порта был построен специальный свайный причал, служивший для перегрузки военной техники. Особенно наш порт прославился во время Сталинградской битвы, когда по Волге приходилось перебрасывать живую силу. Капитан-кинешемец Павел Бардин отличился тем, что переправил в Сталинград 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая переломила ход битвы и взяла Мамаев курган. Павла Васильевича наградили тогда орденом Ленина, то есть высшей государственной наградой СССР.

В новейшей истории порт был акционирован, захвачен нижегородцами, обанкрочен и распродан. Остались лишь причальные стенки, застрявшие в федеральной собственности.

Больше всего нас интересует сегодня грузовой причал. До 2017 года он также являлся федеральной собственностью, а затем произошла громкая, с помпой, передача его в собственность города. В то время «168 часов» в статье «Причалов в Кинешме будет больше. И проблем тоже» плеснули ушат холодной воды, напомнив про запрет причаливания. Стенка с тысяча девятьсот лохматых годов не проходила необходимые техобследования и ремонты, а без них «Администрации Волжского бассейна внутренних вод и путей» использовать объект не позволит. Если же делать по уму, то перво-наперво понадобятся шестизначные суммы.

Стоит ли говорить, что городские власти ничего не предприняли для того, чтобы вернуть причал в рабочее состояние. Зато они передали его в аренду местной строительной компании «Степ-Строй», руководитель которой верил только в лучшее. В итоге компания не приняла ни одной баржи, задолжала за аренду 700 тысяч рублей и договор с нею был расторгнут.

А не далее как 21 февраля 2024 года кинешемские депутаты единогласно поддержали инициативу администрации включить грузовой причал в план приватизации. Иначе говоря, его планируют отдать с концами в частные и заботливые руки. Нерабочий, да ещё без прилегающей земли. Ведь прилегающая земля со времён распродажи порта находится в частной собственности.

Сомнительно, что на причал найдутся охотники. Будет он болтаться в плане приватизации, как в проруби, вместе с какой-нибудь усадьбой Севрюгова. Годами.

Но если вдруг грузовой причал понадобится государству и если вдруг в Москве решат его (и прилегающую территорию с портовой инфраструктурой) национализировать, то… Наверное, это станет единственным шансом на возрождение порта.

С другой стороны будет несколько комично, поскольку ещё 2017 году государство избавилось от причала, как от балласта.

Если набраться смелости

Мы уже говорили, что Россия удивительна и непредсказуема. Скажем, ещё год назад федеральные СМИ выдавали бодрые новости с заголовками «Национализации не будет», а сейчас гляди-ка, повестка дня диаметрально противоположная. Что же будет ещё через год?

На днях издание «Новые известия» выпустило статью, один из разделов которой носит название «Граждане капиталисты, приготовьтесь». В ней идёт речь о том, что сейчас трудно предугадать, кого может затронуть деприватизация. В смысле, предприятия какой отрасли попадут во внимание государства, и по каким критериям будет происходить отбор. В статье указан Сяський комбинат, который производит туалетную бумагу и салфетки, но при этом перед ним тоже забрезжил шанс быть национализированным.

Выше мы упоминали редкую книгу о Кинешме 1927 года издания. В ней как о важнейшем достижении новой власти в городе говорится о запуске пусть слабомощной, но электростанции. Всё-таки для повышения темпов социалистического производства требовалось развитие электроснабжения.

К чему мы снова вспомнили про книгу? К тому, что и современные производства не могут работать без большого потребления электроэнергии. Желательно доступной, не по разорительным ценам. В свою очередь сфера энергетики тоже акционирована и находится в частных руках. В связи с этим обращает на себя внимание, что Генпрокуратура выступила с иском к компании «Сибэко», которая реализует в Сибири тепло- и электроэнергию. То же самое касается «Коми энергосбытовая компания» и ярославской «ТГК-2». Любопытное совпадение, не так ли? Во-во.

Какие ещё есть интересные подсказки в столетней книжке про Кинешму? В ней сказано, что для успешной производственной политики требовалось новое жильё для новых рабочих. До тех пор, пока не начали жилое строительство национализированные предприятия, местные власти провели «муниципализацию лучших купеческих домов, заселив их учреждениями и трудовым элементом».

Хотя стоп! Отъёмом коттеджей никого пугать не станем. Это уже слишком.

Комментарии
15:42
15.03.2024
Гость
У России и история непредсказуемая! Каждый правитель переписывает её под себя, выступая, чуть-ли не в роли спасителя её и победителя всех врагов!
прелоадер
1
16:36
11.03.2024
мск
Натворили бед с приватизацией.Машиностроительный завод превратили в лесопилку. Во так эффективные собственники.
прелоадер
1
16:09
11.03.2024
некто
Да какой передел , если в любой момент могут скомандовать - верни - верни . Это есть упорядоченная расстановка у корыта своих , да наших .
прелоадер
0
18:25
10.03.2024
Злой
Ничего нового, опять передел собственности.
прелоадер
0
0:22
10.03.2024
Красавчик
Национализация подразумевает передачу в собственность государства с компенсацией владельцу. Здесь же происходит экспроприация - грабеж. И пусть молятся, что бы не посадили. Но СМИ и пропаганда подменяют понятия (а они похожи результатом, но не методом), что бы не сказать правду, неудобную системе. А правда такова: государство - грабитель, граждан и их права не ставит ни во что. И нарушает свою же Конституцию, где высшая ценность - человек, его права и свободы. Право частной собственности - тоже право. И не думайте, что этот замут касается только оборонки. Любого могут по беспределу в любое время лишить собственности и свободы - это страна беззакония. Страна орков.
прелоадер
12
18:43
09.03.2024
некто
Опять передел . Опять новое ворьё . Так дожить спокойно видимо и не дадут
прелоадер
1