Отныне на все междугородние автобусы и грузовики весом более 3,5 тонн обязательно должны быть устанавливать тахографы, которые не позволят водителю заснуть за рулем.
С 1 апреля на всех междугородних автобусах, протяженность маршрута которых превышает 50 км, и грузовых автомобилях весом более 3,5 тонны должны быть установлены тахографы, позволяющие контролировать на линии скорость и маршрут движения, а также режим труда и отдыха водителей. Делается это для того, чтобы снизить число ДТП, которые происходят по вине заснувших за рулем водителей.
Тахограф можно сравнить с черным ящиком в самолете. Этот бортовой самописец фиксирует все перемещения автомобиля. Прибор фиксирует, сколько водитель провал в пути, и были ли у него остановки на отдых, которые положены по технике безопасности.
Данное нововведение списано с европейских стран. Так транспортные чиновники Евросоюза давно пришли к выводу, что тахограф – это не просто контрольный прибор, позволяющий взыскивать штрафы с нарушителей режима труда и отдыха, но и хороший инструмент повышения безопасности дорожного движения. Эксперты ЕС смогли подсчитать, что количество дорожных инцидентов, приведших к повреждениям транспортных средств и порче груза из-за сверхнормативного пребывания водителя за рулем, благодаря установленным тахографам в последние годы снизилось в среднем на 22 %, а количество ДТП с летальным исходом сократилось более чем наполовину – на 54,5 %.
Пока о результатах введения данного прибора говорит рано, но уже сейчас за его отсутствие предусмотрен штраф. Физических лиц могут наказать на сумму от 1 до 3 тысяч рублей, юридические - от 5 до 10 тысяч рублей.
Изначально планировалось, что тахографы появятся и на автобусах городских маршрутов, однако в силу вступило новое постановление Министерства транспорта.
- В постановление указанно, какой именно транспорт подлежит оборудованию тахографы, - рассказывает Николай Стемасов, начальник транспорта и связи администрации г.о.Кинешма. - Исключение пока составляют городской и пригородный транспорт, на них тахографы не требуются.
Тем не менее некоторые городские перевозчики начали устанавливать тахографы до выхода нового постановления правительства.
- К счастью мы не успели оборудовать все автобусы, - говорит Юрий Батаев, перевозчик. - Так бы это были существенные затраты.
Всего в городе работает 81 автобус, установка тахографа на каждый обошлась бы в 60 тысяч рублей. Соответственно на оборудование всего общественного транспорта Кинешмы потребовалось бы почти 5 миллионов рублей.
Меньше повезло междугородним перевозчикам. Так некоторых предпринимателей данное нововведение фактически лишает работы.
- Данный закон для многих как снег на голову, - рассказывает бизнесмен (имя не указываем по его просьбе), который занимается перевозками Кинешма-Москва. - Я проходил техосмотр в декабре прошлого года и хоть бы кто сказал, что потребуется установка тахографы. А оказывается, что с 1 апреля он обязателен для всех междугородних перевозок. Стоимость установки тахографа 60 тысяч рублей (хотя сам прибор стоит порядка 3-4 тысяч). Устанавливают его лишь в одном месте в Иваново, там очередь уже до мая. Без него я ехать не могу, потому что уже во Владимире выставляют посты, которые проверяют его наличие. Штраф довольно солидный от тысячи до трех на водителя, а на ИП вплоть до десяти. Меня фактически лишили работы, потому что почти всю свою выручку мне придется отдавать на оплату штрафа. Считаю, что все эти законы не более чем спекуляция, чтобы все тратились на эти тахографы. Если уж они и решили обязать водителей их устанавливать, то хотя бы дали побольше времени до применения санкций в качестве штрафа.