Не поверите, но в истории Кинешмы бывали времена, когда государевы слуги могли легко и непринуждённо перекладывать задачу по ремонту дорог на простых жителей. Причём ремонтировать следовало не местами, а на протяжении долгих вёрст. От деревни к деревне, от села к селу, от города к городу.
В 1885 году в Кинешемскую земскую управу поступил «приговоръ Ивашевскаго волостнаго схода», который несмотря на грозное название имел просительный тон. Сельские жители жаловались в Кинешму касательно того, что для них чересчур обременительно ремонтировать проходящий мимо торговый тракт и просили «о принятiи направленiя таковаго на денежный земскiй сборъ». То есть чтобы ремонтом занималось чисто земство на казённые деньги.
Прежде чем объяснить, почему жаловались именно простые жители, скажем, что речь в «приговоре» шла о Галичском тракте. Он соединял южную часть Костромской губернии с северной, Кинешму с Галичем, а его протяжённость составляла 116 километров. По нему всякий раз добирался из Кинешмы до Щелыково драматург Островский. В одном из своих писем он писал: «Я всё жду, когда дорога поправится, но от беспрерывных дождей она все хуже и хуже; теперь уж нет проезда ни в каком экипаже». Насчёт бедового тракта сокрушались и герои пьес Островского. Например, Боев в «Дикарке» говорил: «Да вот кстати – о путях сообщения! Вы дайте прежде возможность приезжать к вам, да потом уж и приглашайте».
Как раз-таки колдобины Галичского тракта приблизили смерть драматурга. Прочитаем у литературоведа Александра Ревякина: «Когда Островский 28 мая 1886 года садился в вагон поезда, отходящего из Москвы в Кинешму, для провожавших его было ясно, что дни драматурга сочтены... Утром 29 мая на Кинешемском вокзале его встретил исправляющий должность уездного предводителя дворянства Павел. Хомутов, обращаясь к которому Александр Николаевич сказал: «Я не доеду до имения»… Опасения Островского не были напрасными. Дорогу размыло, образовались глубокие выбоины. Экипаж подбрасывало и трясло. Езда по такой дороге была мучительна не только для больного, но и для здорового…. И когда, по приезде в имение, он поднялся на крыльцо своего дома, то горько зарыдал, как бы предчувствуя, что из этого дома он более не выйдет».
Через несколько дней драматург умер. А ровно годом раньше, как вы уже знаете, жители Ивашевской волости попросили кинешемских чиновников, чтобы те сподобились взять ремонт тракта на казённый счёт. Рассматривая их «приговоръ», чиновники имели честь доложить, что «по утверждённому земскимъ собранiумъ расписанiю по исправленiю дорожныхъ участковъ Кинешемскаго уезда пропорцiонально числу душь въ каждой волости, Ивашевская волость должна исправлять участокъ на Галичскомъ тракте на пространстве 11 вёрст 187 саженъ». То есть по-нашему это 12 километров 124 метра. Для сравнения, это почти вся протяжённость Кинешмы от микрорайона «Вторая фабрика» до «Озерков».
Далее чиновники упомянули, что в 1885 году 11 волостей скинулись на ремонт дороги живыми деньгами и собрали 582 рубля 19 копеек. Деньги по тем временам немалые. Для сравнения, на отопление 15 кинешемских училищ в тот же год ушло 430 рублей,
10 волостей «производили исправленiе дорогъ натурою». То есть жители не нанимали строителей, а испытывали в роли дорожных рабочих самих себя.
«Дюпихское волостное правление донесло, что исправленiе полотна дорогъ совсемъ не проводилось», а от одного правления «донесения не получено». То есть кто-то просто наплевал, не стал ничего ремонтировать и вообще отчитываться.
Зато ивашевцы не хотели плевать. Они хотели, чтобы ремонт дорог непременно был и чтобы на него пошли казённые деньги, а не их, ивашевцев, личные. Чиновники же ответили им, что, судя по неплохому состоянию дорог, «исправленiе таковыхъ едва ли обременительно для населенiя уезда».
Но если не обременительно, почему тогда не взять на баланс казны? Чиновники ответили, что это «исполнено быть не можетъ, такъ какъ для приведенiя полотна в более или менее порядочное состояние (только что писали, что состояние годное! – прим. ред.) требуется единовременная затрата около 60 тысяч рублей, каковая сумма не по силамъ земству, и в настоящее время денежныя средства земства находятся далеко не въ цветущемъ состоянiи».
Каков слог, правда? Ровно через год ухабы Галичского тракта добьют великого драматурга Островского. Он-то владел изящной словесностью, однако, как видим, владели ею и кинешемские градоначальники.
Нынешним продолжателям их дела на заметку. Во-первых, можно возродить традицию, когда ремонт тех же дорог брали бы на себя сами же жители. Во-вторых, жителей, которые будут не согласны, красиво осаждать словами: «В настоящее время бюджет находится далеко не в цветущем состоянии». Согласитесь, звучит изящно и актуально даже спустя полтора столетия.