Делегация из общины Владимирцы (Сербия) приглашена на День города Кинешмы, который состоится 27 июня.
Вот уже полгода я веду переписку с жителями общины (район) Владимирцы, которая с 2010 года является побратимом Кинешмы («Брат навсегда, или До следующего мэра?» №45 от 11 ноября 2014). Все началось с того момента, как «168 часов» задались вопросом: «Почему наш город не поддерживает связи с городами-побратимами?» В советские годы мы дружили с финским городом Вантаа, Андрей Владимирович Назаров наладил связи с абхазским городом Гудаута и белорусскими Барановичами. А Андрей Викторович Томилин с Ириной Александровной Виноградовой в 2010 году подписали договор о дружбе с сербской общиной Владимирцы. Оказалось, что со сменой мэра в небытие уходят и братские связи. Непорядок! Дружба должна крепнуть с годами, а не заканчиваться при смене власти. Эту мысль поддержал и Алексей Иванович Крупин, распорядившись поднять документы по братским связям. А я в свою очередь начал писать в Сербию.
Благодаря соцсетям я познакомился с жителями общины Владимирцы. Двое из них Дарко Гажич и Сладьяна Узанович помогли наладить контакт с местной властью. Оказалось, что как и в Кинешме она сменилась сразу же после подписания «договора о дружбе».
И вот мне официально ответил помощник председателя общины Владимирцы Раде Ковачевич (на иллюстрации). Даже толком не зная сербского, я увидел в письме понятные фразы «Братска Русия», «заинтересовано», «друженьа». Детальный же перевод подтвердил мои ожидания – с нами хотят дружить и дальше.
Наш ответ не заставил себя ждать. Алексей Крупин пригласил сербскую делегацию на День города Кинешмы, который состоится 27 июня. Посидев пару часов с русско-сербским словарем я перевел приглашение на язык побратимов.
Теперь будем надеяться, что сербы приедут на наш главный кинешемский праздник.
Почему Сербия?
То, что в 2010 году власти Кинешмы и Владимирцев решили дружить, получилось довольно спонтанно.
Я же задался вопросом, а что нас связывает еще.
В глобальном смысле Россия и Сербия дружили всегда. В первую мировую войну мы ввязались, чтобы заступиться за своего союзника, и неизвестно чем бы закончилась та война, если бы не октябрьский переворот и свержение Николая II. А в первые годы советской власти король Югославии Александр I Карагеоргиевич приютил в своей стране инакомыслящих эмигрантов, которых бы на Родине ждали репрессии.
Вместе с сербами мы воевали против фашизма в годы Великой Отечественной войны. К примеру, мой двоюродный прадедушка освобождал Белград.
В годы Советского Союза Леонид Брежнев активно общался с Йосифом Броз Тито, руководителем социалистической Югославии.
А когда в 1999 году Югославию бомбили, Россия осудила действия США и ввела в Косово своих миротворцев.
Спросите: «А причем тут Кинешма?»
Еще в годы Первой мировой войны кинешемцы собрали огромное количество средств в поддержку Сербии. В годовщину начала этой войны я писал о том, что будущий король Александр I Карагеоргиевич был тронут отзывчивостью жителей российской глубинки. Он согласился стать почетным членом клуба союза служащих торгово-промышлнных предприятий деревни Филиппенки Кинешемского уезда (ныне Вичуга) в знак признательности за собранные средства (911 рублей 84 копейки). Сербский посланник в Петрогаде Милош Спалайкович прислал им телеграмму: «Его королевское величество престолонаследник Александр повелел выразить клубу свою благодарность за избрание его почетным членом».
В 2000 году одним из миротворцев в Югославии был кинешемец Евгений Горнушкин, еще один военнослужащий из Вичуги погиб в Косово.
Ну и в заключение можно заглянуть на прилавки сетевых магазинов, там продают сербские продукты (например, яблоки). Кстати, торговля – одно из направлений, которое вероятно будут развивать Кинешма и Владимирцы. А также культурные, исторические и туристические связи. Дай бог, чтобы все получилось.