30 апреля наша страна отмечала День пожарной охраны.
В этот день мы пообщались с ветераном пожарной службы Юрием Тумановым, который руководил кинешемскими пожарными 34 года.
Назначенный судьбой
Мать Юрия работала дозорным на пожарной вышке. Отец командовал отделением одной из пожарных частей. Дядя был начальником пожарного караула. Старший брат уехал в Ленинград учиться на пожарного. Один Юрий пожарным быть не хотел. Он увлекся машинами и намеревался учиться в автодорожном техникуме. Однако родня не позволила ему нарушить семейную традицию.
Окончив в 1962 году кинешемскую общеобразовательную школу №5, он отправился вслед за старшим братом в Ленинградское пожарно-техническое училище, которое закончил с отличием.
- Работать хотел в г. Иваново, - вспоминает Юрий Андреевич,- но судьба распорядилась иначе.
В 1965 году в Кинешме освободилась вакансия старшего инспектора в отделении госпожнадзора, и Туманова по распределению направили в родной город на эту должность.
Принципиальный инспектор.
- Будучи старшим инспектором я старался добросовестно выполнять свои обязанности. С одной стороны, это было не так уж и сложно. Я контролировал объекты в сельской местности. А пожаров там было немного - всего 10-12 в год, - продолжал ветеран.
Сельчане ответственно относились к пожарной безопасности. Они знали, что если что-то случится, никто из них никаких компенсаций не получит.
- Это в городе за счет промышленных предприятий люди получали квартиры, и при горисполкоме была комиссия для оказания помощи погорельцам. На селе все было иначе, - пояснил бывший начальник пожарной охраны.
- С другой стороны, - продолжал ветеран, - часто приходилось проявлять настойчивость. Отстаивать позицию пожарных перед высоким начальством.
Например, в 1970 году госпожнадзор решил закрыть школу и детский сад в Заволжском районе. Деревянные ветхие здания не соответствовали нормам пожарной безопасности. Кинешемский горисполком на предписания пожарных не реагировал.
Юрий Туманов лично сообщил председателю горисполкома о закрытии учреждений. Председателю решение пожарных не понравилось.
- А кому понравится, если это единственный сад и школа в Заволжском районе?! – пояснил Юрий Андреевич.
Председатель спешно позвонил в кинешемский горком партии. Горком партии попытался надавить на упрямого пожарного по партийной линии. Но из этого ничего не получилось.
- Делайте, что хотите, а сад и школа в Заволжске должны быть закрыты. Там нельзя учиться детям, - настаивал Туманов.
Учреждения не закрыли, но зато выделили средства на их ремонт. Начали выполнять предписания. Дело сдвинулось с мертвой точки.
Прошу освободить от должности
- 23 число в моей жизни роковое, - улыбнулся ветеран.- В эту дату я стал начальником. В эту же дату - отправлен на пенсию.
23 ноября 1973 года Туманова назначили на должность начальника кинешемского отделения госпожнадзора.
Вместе с новой должностью, на него перешел огромный груз ответственности, с которым справиться порой было тяжело.
В 1976 году в Кинешме случилась большая трагедия. На ул. Луховской в пожаре погибла семья: дед, бабка и два ребенка – их внуки. Мать пошла за дочкой в детский сад, а в это время дед решил поменять газовый баллон в «тагане» - так называли в народе газовое оборудование для приготовления пищи. Баллон оказался с дефектом. На нем не было уплотнителя - резинового кольца, который должен был надежно фиксировать баллон в устройстве. В результате произошла утечка газа. Дед зажег горелку, и баллон вспыхнул.
Пламя перекинулось на пожилого человека. Едкий удушливый дым заполнил все помещения дома. Охваченный огнем, дед выволок горящий «таган» из кухни на улицу, но жену и внуков не спас. Они задохнулись. И сам он вскоре погиб в реанимации от ожогов. После пожара состоялось заседание городского совета.
- Я принял эту трагедию близко к сердцу и попросил на совете освободить меня от должности, - вспомнил Юрий Андреевич.
На заседании определили виновных: директоров «горгаза» и комитета торговли. Первого за то, что допустил выпуск баллонов без уплотнителей, второго, за то, что отправлял дефектные баллоны на продажу. Просьбу начальника пожарной охраны не удовлетворили, хотя тоже сделали замечание: мол, и вам – пожарным – следовало лучше контролировать продажу газовых баллонов.
С тех пор качество баллонов было безупречным. И пожарные приложили к этому немало усилий. Баллоны без уплотнителя больше не выпускались. Резиновые кольца свободно продавались в промтоварных магазинах.
Кадры решают все
- 1 июля 1982 года нас вывели из штата милиции, и мы стали самостоятельной службой - пояснил ветеран.
Так в Кинешме образовалась военизированная пожарная части №11, и Юрию Туманову поручено было её возглавлять. Если раньше у него в подчинении было семь человек, то теперь их стало 120. Все пожарные города подчинялись ему.
Военизированная пожарная охрана имела много плюсов. В неё брали граждан не старше 28 лет. Все они должны были пройти службу в армии.
- Сами понимаете, молодые пожарные более энергичные, выносливые, мобильные, - объяснил Юрий Андреевич.
Укомплектованность пожарной части волновала теперь начальника больше всего. Людей должно работать столько, считал он, сколько положено по нормам. Только в таком случае пожарные могли выполнять свои задачи на «отлично».
- Недостатка в кадрах не было, - вспоминал ветеран. – Партийные организации при фабриках, заводах и колхозах направляли к нам лучших из лучших. А я стремился создать им все необходимые для работы условия. Лично ходил в горисполком хлопотать о квартирах для своих подчиненных. Многие в них очень нуждались.
В благодарность за заботу люди служили на совесть. На всех советах и совещаниях пожарных ставили в пример, хвалили за профессионализм и дисциплину. Милиции оставалось только завидовать.
Неожиданное решение
- Люди уважали пожарную охрану, верили нам и не сомневались, что в трудную минуту мы сможем им помочь. А мы, в свою очередь, старались оправдать их ожидания, – вспоминает Юрий Андреевич.
Однажды, в доме по ул. Островского бывший охранник завода «Поликор» открыл стрельбу. Он убил из ружья своих соседей и спрятался квартире. В любой момент он мог убить еще кого-нибудь. На экстренном городском совете Юрий Туманов неожиданно предложил милиции помощь пожарной охраны.
Пожарные подъехали к дому, где укрывался преступник, и стали поливать балкон и окна его квартиры пеной. Убийца уже не имел возможности «выскочить» оттуда. Во время операции по его захвату больше никто не пострадал. Пожарной части за оказанную помощь выразили благодарность. Личный состав, принимавший участие в операции, наградили.
Не выдержало сердце.
Последний пожар в профессиональной деятельности Юрия Туманова случился в конце 1996 года. Его исход оказался трагичным не только для погорельцев, но и для начальника пожарной части. В доме на «конном дворе» второй фабрики в пожаре погиб ребенок. Родители истопили печь и ушли. Кровать ребенка плотно примыкала к растопленной печи, постельное белье загорелось, и мальчик задохнулся в дыму.
- Я видел, как его вынесли из дома, как делали ему искусственное дыхание, но в чувства привести не смогли. Ребенку было столько же лет, сколько моему внуку. После пожара у Юрия Андреевича случился инфаркт.
- В 90-е годы было много стрессов. Материальное положение пожарной охраны было плачевным, по 2-3 месяца пожарным не выдавали зарплату. Некоторые семьи голодали. Понимать это и не иметь возможности помочь – было тяжелым испытанием. Смерть мальчика, видимо, была последней каплей, - признался ветеран.
Юрий Туманов пролежал в больнице 4 месяца. Когда поправился, его отправили на пенсию. И было это в 1997 году, в марте, 23 числа.
- Я не жалею, что связал свою жизнь с этой профессией. Я делал все, чтобы создать и поддержать авторитет пожарного на высоком уровне, а взамен получил любовь, уважение и признание людей. И это самое главное.
Сейчас, будучи, на пенсии, Юрий Андреевич подрабатывает в учебном центре Кинешмы. Передает свой опыт и знания о пожарной безопасности руководителям городских предприятий. В пожарной части работает его старший сын, а вот младшему уйти от «семейной судьбы» удалось. Он военный.