Легко ли осудить священника, повинного в смерти человека?

Более трех лет назад в Шуе случилось громкое ДТП. 26 октября 2017 года пьяный клирик Кинешемской епархии иеромонах Протолеон (Белозерцев) насмерть сбил 55-летнюю Елену Сизикову. И только 18 мая 2021 года иеромонаху был вынесен окончательный приговор. Почему так долго длилось следствие? Что мешало?

Для начала короткая справка. Иеромонах в отличие от обычного монаха имеет сан священника. Он вправе служить молебны, отпевать, соборовать, исповедовать и причащать. То есть это тот же священник, только отрёкшийся от всех мирских благ.

На момент аварии иеромонах Протолеон являлся настоятелем Предтеченского храма села Парское, которое входит в состав Кинешемской епархии. Прежде он успел послужить на антарктической станции Беллинсгаузен в храме, который посещал Патриарх Кирилл. Узнав о смертельном ДТП, российский религиозный и общественный деятель диакон Андрей Кураев написал у себя в «Живом журнале»: «Лучше бы ему и остаться с пингвинами…» В смысле, иеромонаху Протолеону.

Трагические события того октябрьского вечера 2017 года развивались так. Елена Сизикова возвращалась с работы на велосипеде и на участке с ограничением скорости в 30 километров в час начала пересекать дорогу. Одна машина пропустила её, а другая, нёсшаяся по другой полосе с превышением скорости, её сбила. За рулём автомобиля находился иеромонах Протолеон.
Елена Сизикова провела в коме 9 дней и умерла, не приходя в сознание.
За совершенное иеромонах раскаялся перед Церковным судом, который в 2018 году определил ему пожизненное трудничество в Свято-Николо-Тихонов монастыре (Лух), а такое наложил на него пожизненный запрет на управление автомобилем и употребление алкоголя.
Впрочем, уже через пару лет, в январе 2020 года, ГИБДД поймала его гоняющим на машине с превышением скорости. На него составили протокол, который затем был пришит к судебному делу.
Так что, закончим о Церковном суде и о соблюдении его запретов. Поговорим о суде мирском. На нём иеромонах Протолеон так и не признал свою вину.
— Он так и говорил: «Она сама бросилась мне на капот», — рассказала «168 часам» сестра погибшей Лариса Купцова, представлявшая потерпевшую сторону. — Основной свидетель по делу К. рассказала суду: «Из машины никто не вышел и в ней происходила какая-то возня». Она подумала, что там тоже есть пострадавшие, а оказалось, что два священника менялись местами. 
Да, друзья. Пьяный иеромонах Протолеон перебрался на пассажирское место и затем уверял полицию, что за рулём сидел не он, а его пожилой (и трезвый) «коллега по работе». Его утверждение опровергла свидетель: «Это он был за рулём. Я запомнила его по блеску оправы очков». И пришлось отцу Протолеону сознаться.
В конце 2017 году в интернет-изданиях было много публикаций о том, что 85-летняя мама и семья погибшей простили виновника аварии и, что он выплатил все материальные и моральные компенсации, — вспоминает Лариса Купцова. – На самом деле, прощения он у нас так и не попросил. Деньги, да, привез. На погребение. Частично, под расписку. А через 2 месяца после смерти Лены он и его наставник, пресс-секретарь Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов прибыли к нам и устроили торг, предложив 500 тысяч рублей, чтобы мы не имели никаких претензий. Дочь Лены Настя кричала в слезах: «Да как у вас только совести хватило с нами торговаться!». В итоге никаких денег мы не взяли, так как посчитали такое предложение непристойным. Тем более со стороны священнослужителей. 
Думаете, что после всего того было заведено уголовное дело? Нет, его завели спустя год после жалоб сестры в прокуратуру на нарушения в проведении автотехнической экспертизы. Та гласила, что избежать столкновения было невозможно. Вторая же экспертиза показала: аварии не случилось бы, если бы водитель просто-напросто соблюдал скоростной режим. 
Но и это ещё не всё. Чтобы дело дошло до суда, чтобы ускорить следствие, пришлось обращаться к руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину. 
И, наконец, спустя 3 года и 3 месяца начались судебные заседания, на которых подсудимый (уже лишённый сана) повёл себя несколько странно. Вот что вспоминает об этом Лариса Купцова:
Мне было не понятно, почему на судебные заседания он приходил в рясе и постоянно называл Лену рабой Божьей и со смиренным выражением лица говорил про Божью волю. Зачем употреблять церковный сленг в гражданском суде? Ведь пьяным он сел за руль как гражданин Белозерцев — по паспорту и по водительскому удостоверению. С судьёй он был очень почтительным, а свидетелей жестко одёргивал. Я спросила, почему в Церковном суде он признал свою вину, а в государственном – нет. Его ответ был таков: «Дети же тоже умирают». Пространные рассуждения о воле Божьей, Божьих рабах, Божьей милости и так далее присутствовали в каждой его речи на суде, особенно в последнем слове, но вину свою он не признал.
Что ещё. Белозерцев, в прошлом отец Протолеон, предоставил следствию две удивительные справки. Первая справка была из Ивановского Гидрометеоцентра о наличии гололедицы в день ДТП. Пострадавшая сторона сделала запрос в то же самое ведомство, но через Москву, и получила ответ — гололедицы не было.
Вторая справка появилась, когда Белозерцеву следовало ознакомиться с обвинительным заключением, а он не смог приехать. Справка о том, что ему занедужилось и он слёг в московскую клинику. Следователь отправил в эту клинику запрос и оказалось, что пациента Белозерцева С.В. у них нет и никогда не было. 
Он с самого начала заключил договор на защиту с двумя самыми сильными адвокатами Ивановской области по ДТП, — рассказывает Лариса Купцова. – Думаю, он их обогатил на немалую сумму, но, в итоге, всё напрасно. Зато денег на памятник Лене пожалел.
2 марта 2021 года суд вынес-таки Белозерцеву приговор — виновен. 4 года колонии-поселения. Плюс к тому – возместить моральный ущерб родственникам погибшей, а также возместить затраты на погребение загубленной им женщины.
Что же сделал вслед за этим бывший священник? Продолжая считать себя невиновным и не веря в справедливость Шуйского суда, он подал апелляционную жалобу в Иваново.
18 мая 2021 года Ивановский областной суд оставил приговор без изменений. 
В самом деле, оставаться бы иеромонаху Протолеону тогда с пингвинами…

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет