На открытии выставки «Портреты эпохи» в Кинешемском музее дочь легендарного кинешемца рассказала о своём отце.
Наталия Леонидовна Кашина на открытии выставки «Портреты эпохи» в Кинешемском музее.
Говорят, что геологи – первопроходцы. Это не совсем верно. Геологи идут по картам, а карты делают геодезисты, и именно они первые проходят по неизведанной земле. Именно о таком первопроходце, заслуженном кинешемце мы хотим немного рассказать.
На этой неделе в историческом отделе Кинешемского художественно-исторического музея открылась новая экспозиция: «Портреты эпохи». Выставка посвящена выдающимся кинешемцам, прославившим Кинешемскую землю на всю страну. Среди них – Леонид Андреевич Кашин, учёный, геодезист всесоюзного и мирового масштаба.
На открытие выставки «Портреты эпохи» из Москвы приехала дочь Леонида Андреевича геофизик Наталия Леонидовна Кашина вместе с сыном, снохой и восьмимесячной внучкой (то есть уже правнучкой учёного).
Наталия Леонидовна Кашина вместе с сыном, снохой и восьмимесячной внучкой на открытие выставки «Портреты эпохи» в Кинешемском музее.
Наталия Леонидовна подошла к поездке в Кинешемский музей крайне серьёзно и обстоятельно. Доброжелательная пожилая женщина сначала стойко общалась с журналистами, а затем за чаепитием с гостями и сотрудниками музея представила увлекательный рассказ о своём легендарном отце, сопроводив его множеством фотографий из семейного архива. Видно, что в семье Кашиных очень трепетно относятся к своей истории, что не может не вызывать большого уважения. Здесь мы не передадим всего, что узнали о Леониде Андреевиче Кашине, ограничимся только некоторыми интересными фактами.
Семья Кашиных жила в деревне Акишево, что совсем рядом с Кинешмой. Жили на земле, трудились в поте лица, держали лошадь, коров, барашков – крестьянствовали. Кто бы мог предположить, что из незаметной на карте деревеньки выйдет человек, который встанет у истоков фактически всей современной геодезии и картографии.
– Совсем юный Кашин работал в сельсовете Акишево. Именно там он понял, как это важно – измерять землю. Увидел в Комсомольской правде, что МИИГАиК объявляет набор студентов по геодезии и уехал в Москву, – вспоминает о своём отце Наталия Леонидовна. – Кстати, сохранились школьные тетради отца по математике – учили тогда фундаментально, капитально, хоть и в деревенской школе.
В 1941 году Кашин уже вместе с молодой женой Тамарой Александровной Прокофьевой, студенты после 3-го и 2-го курса, были направлены на строительство аэродрома под Иваново (Кашин сам попросился, так как был кинешемский), а затем супругов перебросили в Решму на строительство полосы для тяжёлых бомбардировщиков длиной 1200 метров (уникальное для того времени сооружение).
Весной 1945 года Кашин получает предписание от начальника Северо-Кавказского военного округа для проведения геодезических работ под разрушенным Сталинградом. Без геодезии никакое восстановление не начинается.
Сохранившийся документ, Предписание от начальника Северо-Кавказского военного округа Леониду Андреевичу Кашину для проведения геодезических работ под разрушенным Сталинградом.
После войны семья обосновалась в Пятигорске, где Леонид Кашин стал главным инженером Пятигорского аэрогеодезического предприятия.
А в 65-м году Кашина пригласили работать в Москву в качестве первого заместителя начальника Главного управления Геодезии и картографии Министерства геологии СССР, где Леонид Андреевич и проработал 20 лет.
– Фактически современная геодезия и картография – это Кашин. За эти 20 лет мы из каменного века пришли в современное состояние в геодезии, – дополняет старший научный сотрудник Кинешемского музея Андрей Кабанов. – В Кинешме два человека такого масштаба и значения в наукуе: Кашин в картографии и Нагорский в ветеринарии.
Тем не менее, Кашин очень часто приезжал в Кинешму, практически каждый год.
– Считал Кинешму лучшим местом земли. Меня возили. Свои первые шаги буквально я сделала в Кинешме вдоль печки родного дома, мне было около года, – вспоминает Наталия Леонидовна.
Кашин особенно гордился своей работой над картами современных движений земной коры, проделанной совместно с выдающимся географом-геоморфологом Юрием Александровичем Мещеряковым. Эта разработка советских учёных даёт возможность предсказывать землетрясения, наблюдая за подвижками в слоях земли. В частности, незадолго до землетрясения в Армении в 1988 году, учёные доложили в академию наук, что на территории республики пошли подвижки земной коры. Но метод не давал точной даты катастрофы: может через день, два, три, может, через месяц.
– Это было новое направление. Не были уверены. Поэтому в Академии наук не решились предупреждать население, побоялись паники. А через месяц случилось Спитакское землетрясение, последствия которого вы все помните, – поясняет Наталия Леонидовна.
Кашин неоднократно выезжал за границу, дважды был председателем комиссии ООН по использованию космоса в мирных целях. Дочь учёного вспоминает курьёзный случай, как переживал отец перед одним из выступлений в ООН, когда накануне на территории Канады упал кусок советского спутника весом 5 т. Нужно сказать, что обломок упал в безлюдной местности и никто не пострадал. Однако, опасались, что американцы возникнут, мол, советские опять накосячили – но Штаты промолчали, так как и у самих, видимо, эти куски регулярно куда-то падали по всей территории земного шара.
Геодезия – это ещё и космос. В 1986 году Кашин участвовал в разработке технического задания на систему ГЛОНАСС.
– Потом перестройка, всё затормозилось, и ГЛОНАСС только сейчас более-менее довели до ума, но в постановке самого первого техзадания участвовал и отец ещё в 1986, – рассказывает Наталия Кашина.
Самым главным делом своей жизни Леонид Андреевич Кашин считал создание геодезической сети Советского Союза. Все уровни на территории страны получили одинаковые высоты, привязанные к нулю Кронштадтского футштока (эту нулевую отметку организовал ещё Петр I).
– Закончили работу где-то в 1988-89 году, отец был уже на пенсии. Но продолжал участвовать в работе Центрального научно-исследовательского института геодезии и картографии. Подумать только, какие колоссальные расчёты были сделаны на компьютерах образца 86-го года! – рассказывает Наталия Леонидовна.
Кашин пользовался очень большим уважением геодезического общества в стране и заграницей. После его смерти имя Кашина присвоили двум вершинам, в Большом Сочи и на острове Беринга (Командорские острова).
– На острове Беринга, одну гору назвали Кашин, а соседнюю на три метра выше – гора Кутузова. Это его начальник – соблюли, как говориться, иерархию, – улыбается Наталия Леонидовна.
Вот такого масштаба был человек. Сегодня любое строительство, дома, дороги, тот же Крымский мост – начинаются с геодезии. Трубопроводы, оконтуривание месторождений – начинаются с геодезии. Все координаты, все траектории – это геодезия. Координатами звёзд и планет занимается тоже геодезия. И у истоков отечественной геодезии стоял паренёк из Кинешемской деревеньки Акишево – Леонид Андреевич Кашин.
Фрагмент экспозиции, посвящённый советскому и российскому инженеру-геодезисту Леониду Андреевичу Кашину, на выставке «Портреты эпохи» в Кинешемском музее.