Два дня подряд, 3 и 4 сентября, управляющие компании ЖКХ и учреждения соцсферы отчитывались о готовности города к зиме. Началось за здравие, кончилось чуть хуже.
В первый день в администрации Кинешмы отчеты заслушивал заместитель главы Алексей Волков, чья должность на минувшей неделе претерпела усечение — из нее исчезла приписка «и.о.». Алексей Геннадьевич смотрел на докладчиков строго.
Первой доложилась Зоя Лялюхина, начальник управления образования. В подведомственных отделу учреждениях проведены косметические ремонты на общую сумму 17,7 миллионов рублей, в некоторых из них вставлены новые оконные блоки и двери, повсеместно произведена опрессовка систем отопления. Разве что остаются проблемы с водоотведением в детском саду №1 и с водоснабжением в школе №8.
Затем отчитался начальник отдела по физической культуре и спорту Иван Лебедев. Опрессовка в спортивных учреждениях произведена, ремонтируется кровля над «Ареной», там же обнаружены протечки в системе водоснабжения, которые сейчас устраняются, вставлены новые дверные и оконные блоки на стадионе «Волжанин».
Замечания по обоим докладам сделал руководитель МУП «ОК и ТС» Михаил Батин. В сторону Зои Владимировны он заметил, что по его данным из 48 городских школ и детских садов опрессовку прошли только 38, а касательно спортивных объектов Михаил Анатольевич указал на котельную стадиона «Волжанин», которая существует без эксплуатирующей организации. Висит котельная в воздухе, как дым.
Далее отчиталась городская культура в лице руководителя соответствующего отдела Елены Рыжих. Если вкратце, то к зиме культура готова и вся опрессована.
Заканчивали совещание представители управляющих компаний в сфере ЖКХ. Это самое интересное. В большинстве своем доклады звучали благостные, и реакция на них заместителя главы администрации Алексея Волкова выражалась кратко: «Понятно. Спасибо». Поэтому в целом готовность жилищно-коммунальной системы к отопительному сезону обрисовалась почти как стопроцентная.
Совершенно в другой атмосфере прошло аналогичное совещание на следующий день. На нем председательствовал уже сам глава администрации Андрей Чужбинкин, а заслушивались одни лишь управляющие компании. А еще на совещание пришли представители прокуратуры и жилищной инспекции. Вероятно, присутствие последних подействовало на слуг ЖКХ угнетающе, и они уселись не за совещательные столы, а в «зрительном зале». Безусловно, наблюдать со стороны иногда гораздо приятнее, чем быть непосредственным участником действа. Не детей же приходит крестить прокуратура и не вином угощать.
- Вы как-то дистанцируетесь от нас, - с укоризной в голосе заметил Андрей Чужбинкин, приглашая всех за стол переговоров и тем самым напомнив питона Ка, когда тот гипнотизировал добычу: «Бандерлоги, подойдите ближе... еще ближе...»
Заслушав доклады вчерашней свежести, Андрей-«Ка»-Николаевич начал стягивать вокруг докладчиков свои кольца. Он заговорил о неких заявлениях, в которых граждане единодушно рассказывают о нехорошем поступке одной из управляющих компаний. Далее глава вдруг прервал свой монолог, предложив таким образом виновнику ситуации заявить о себе самостоятельно. Как бы осуществить явку с повинной.
После тяжкой паузы отозвался представитель «ЖРУ-Томна». Оказалось, что речь идет о четырех крайне ветхих домах поселка Красноволжец, которые находились в ведении указанной компании, но которые перестали недавно обслуживаться ею в связи с истечением срока договоров.
- Забрали деньги на ремонт и бросаете эти наиболее ветхие дома перед самым отопительным сезоном, - туже и туже сжимал глава кольца.
Представитель оправдал действия своей компании тем, что, во-первых, капитальный ремонт в указанных домах невозможен, поскольку средства на него не собраны и поскольку жители домов не согласны понимать простой вещи – что капитальный ремонт выполняется только за счет собственников жилья(хотя и не без частичного участия муниципалитета), а, во-вторых, за месяц до окончания срока договоров жильцы домов были уведомлены о том, что им следует подыскивать себе новую управляющую компанию.
Андрея Чужбинкина не устроили ни тот, ни другой доводы, и, тем более, его не устроил тон докладчика.
- Рекомендую тон не повышать. Я не удивляюсь тому резонансу, который происходит среди людей после общения с вами.
В укор «ЖРУ-Томна» также было сказано, что у них избирательная политика, когда ветхое жилье обслуживания лишается, а дома более-менее новые благополучно продолжают оставаться в ведении компании.
- Договор у вас считается пролонгированным, и я не думаю, что вы вправе сейчас не оказывать жителям этих домов услуги, - забила золотой гвоздик в гроб помощник прокурора Наталья Гудим.
В свою очередь Андрей Чужбинкин пообещал передать в прокуратуру имеющиеся у него заявления от граждан и иные документы, касающиеся ситуации с четырьмя несчастными домами.
- … а заодно и в отдел по борьбе с экономическими преступлениями, и в налоговую, - закончил он, - чтобы там заинтересовались вашими экзерсисами.
Неожиданное, едва ли не беспрецедентное наступление на ЖКХ со стороны муниципальной власти вызывает искреннее желание разобраться, что послужило толчком к такому наступлению. Оно понятно, что жилищно-коммунальная сфера переполнена парадоксами, которые, мягко сказать, тревожат общество. Деньги за услуги взимаются немалые, и в то же время управляющие компании наперегонки друг с другом банкротятся либо стонут о своем нищенском прозябании, но редко кого из руководства компаний увидишь на другой работе. Однако традиция сурового контроля муниципальной власти за таинственным царством ЖКХ еще не сложилась. Даже законодательная база не предусматривает площадки для спаррингов между муниципалитетами и властелинами ЖКХ.
Что же подвигло Андрея Чужбинкина открыто пойти на то, на что не решались прежние главы? Можно, конечно, предположить, что пугающая сцена была лишь эффектной постановкой перед заветным 8 сентября (помимо прочего, День Бородинского сражения, если что), а потом все должно стерпеться, слюбиться, а помянувшему прежнее – глаз вон. С другой стороны, что бы и не поверить в искренность главы, в его боевой настрой? Сам факт того, что службы ЖКХ заслушивались дважды и сначала им оказывалась любезность, а затем была устроена «козья рожа», говорит об известной оперативной тактике, об игре в «хорошего» и «плохого». Обычно так делается для деморализации противника. Тогда спустя время не будет грехом помянуть этот День Гнева и справиться, не боясь лишиться глаза, о его последствиях.