Только младенцы не знают о существовании в Кинешме великолепной усадьбы фабриканта Севрюгова. И только иногородцы могут не переживать за гибель усадьбы.
Взошедший в 2010 году на городской престол Андрей Томилин не преминул сразу посетить усадьбу Севрюгова. Убедившись воочию в ее плачевном состоянии, он поручил главному архитектору написать письмо в департамент культуры и культурного наследия, о том что памятник архитектуры используется ненадлежащим образом. Чуть менее, чем через год департамент обязал хозяина усадьбы Текстильную академию принять меры по сохранению усадьбы. До 2013 года.
Время, как говорится, пролетело незаметно. На дворе неотвратимый никакими концами света 2013 год. И как там усадьба? Глухо.
Уже нет охоты искать виноватых. Упрекать ли муниципальную власть, что та не смогла «вразумить» власть федеральную? Все-таки произведение архитектурного искусства является федеральной собственностью. Упрекать ли Текстильную академию, что она не смогла выкружить уйму федеральных денег на реконструкцию? Можно долго исходить ядом на на всех и вся, вплоть до правительства и госдумы России, капитализма и рыночной экономики, масонов и американского влияния, магнитных бурь и козней дьявола. Так или иначе в остатке мы получим развалину красивейшего некогда здания.
А между тем в Кинешме появился новый глава администрации, пусть пока и в статусе исполняющего обязанности. «Хозяйственник... возглавлял строительный комплекс... имел опыт работы с федеральным бюджетом...» - такую характеристику Андрею Чужбинкину дал губернатор Михаил Мень в судный день, когда уходил со своего поста прежний глава администрации. Характеристика — как на заказ, идеальная для того, чтобы Андрей Николаевич не словом, а делом смог вступиться за столь трудный объект, как дом Севрюгова. Тем более, он уже заверил кинешемцев о скорых подвижках в доведении до ума очистных сооружений, стадиона «Волжанин» и дорог. Тем более, из уст Андрея Николаевича зазвучали совершенно непривычные для здешнего уха обороты «Ворота в город», «бренд»... Он всерьез говорит о туристическом потенциале города, и потому как здесь не вспомнить об усадьбе Севрюгова? В свете изложенного она в первую очередь должна стать гарантом туристической привлекательности Кинешмы, своего рода — жемчужиной города.
Но хватит досужих рассуждений. Отправимся в саму усадьбу, чтобы предоставить всеобщему вниманию ее бедственное положение. Благо нам впервые удалось попасть внутрь особняка. Так что покажем-расскажем, как оно есть в действительности.
Вашему вниманию потолки здания. Штукатурка под тяжестью влаги обрушилась и талая вода льет сквозь гнилую обрешетку. Полы проваливаются и в доброй половине второго этажа уже не ступает нога человека — опасно для жизни. Система отопления в здании мертва, всюду могильный холод и только в комнате, где сидят сторожа, худо-бедно работает электрический обогреватель. Электричество, кстати, проведено в одну лишь указанную комнату. В ней еще жив могучий старинный буфет с мраморной столешницей. От дореволюционных времен в доме остался также кабинет главы семейства Севрюговых. Дубовые панели на стенах, громадный диван, паркет, обширный книжный шкаф, две горки. Даже холод и влага пока не в силах уничтожить это благолепие. Зато немецкий рояль в гостиной представляет собой печальный памятник разрухе. То же и с внушительными по размерам зеркалами. Одно еще не устало отражать царящее убожество, а второе покончило с собой, выпав из трухлявой рамы на пол.
Поднимемся на крышу. Несмотря на то, что жестяная кровля красиво и свежо играет на солнце, именно она и пропускает осадки внутрь здания. Негодная кровля. От величественной башни со шпилем остался лишь зловещий скелет. Дымоход готов покинуть крышу, целиком или по кирпичикам, ему уже все равно. Верхняя терраса, где до 1970-х годов играл духовой оркестр и кружились пары, в отличие от нижней террасы продолжает хранить мраморные плиты, но они уже гуляют, как льдины в пору ледохода.
О фасадах нечего и говорить. Как после бомбардировки. Впрочем, и в таком виде особняк волнует своей колоннадой тосканских колонн, остеклененным западным крылом, камерным партером и системой импозантных лестничных маршей. В парке со стороны Волги стоят сосны и лиственницы, которые помнят былых хозяев, а Владимир Цветков, заместитель директора Кинешемского текстильного техникума вспоминает, что до 1980—х годов в парке росли яблони и кусты смородины.
Словом, усадьбу Севрюгова по художественному исполнению более в Кинешме сравнить не с чем. Разве что хороши наши православные храмы, но они из другой песни. Да на том берегу, в Заволжске, находится усадьба генерала Николая Рузского «Студеные ключи». Ах, да! Там уже нашелся инвестор и начата реконструкция. Помимо воссоздания первоначального вида архитектурного ансамбля в усадьбе планируется устроить гостиницу на 60 номеров, ресторан, каретный двор, спортивные площадки, банный комплекс, творческие мастерские и экспозиционный зал. К гадалке не ходи, туристов оттуда потом не выманишь. При том, что сам Заволжск, по большому счету, город-то куда более отсталый по экономике, если сравнивать его с Кинешмой.
Так что, нет ничего невозможного. Было бы неподдельное желание, и в усадьбу Севрюгова можно будет вдохнуть новую жизнь. За сим откланиваемся и с пристрастием ждем положительной реакции нового главы. Поди, теперь не чужой.