Ждать, когда великая русская река начнёт тонуть и захлебываться в новых нечистотах, остаётся, пожалуй, совсем чуть-чуть. Шансы на благоприятный исход крайне малы.
Об участниках событий
В распоряжении «168 часов» оказались документы, из содержания которых следует, что две организации не могут между собой договориться, кто, кому и сколько должен из-за долгов третьей стороны. С одной стороны пусть они себе спорят, судятся и враждуют. Бизнес он такой, немилостивый. С другой же стороны, их противостояние уже со дня на день может обернуться экологической катастрофой.
Одна организация носит наименование «Спецмаш». Она заведует очистными сооружениями в микрорайонах «Молокозавод» и «Томна». Сегодня нас будут интересовать лишь очистные «Томны».
Вторая организация – «Водоканал». Она гарантирующий поставщик по всему водоотведению в Кинешме. То есть жители платят ей за услуги канализации, а она уже расплачивается с компаниями, которые заняты непосредственной очисткой. Расплачивается с «Инфрой» (Подшиваловская гора), с «ДХЗ-Производством» и тем же «Спецмашем».
Ещё каких-то 5 лет назад каждая из перечисленных компаний обладала самостоятельностью и не зависела от какого-то монополиста. Но в канун 2019 года городской глава Александр Пахолков подписал постановлениё, согласно которому в городе появился единый гарантирующий поставщик по водоотведению. Назывался он в то время «Водоканал-Сервис».
Это была только что созданная ООО-шка, сменившая обанкроченное в пух и прах городское предприятие. С начала 2020 года её сменил ивановский «Водоканал», получивший кинешемское хозяйство в концессию. Вместе с хозяйством в руки к нему пришёл статус единой гарантирующей организации.
Как здесь не вспомнить слова того же Пахолкова, который заявлял, что исключительные права помогут кинешемскому предприятию поправить финансовое положение. И уже через год, будьте любезны, весь банк срывает новый ивановский хозяин. Партия, господа!
В чём проблема?
С января 2023 года «Водоканал» перестал платить «Спецмашу» за очистку томнинской канализации. Он взялся настаивать, что сначала надо скорректировать суммы выплат с учётом событий, которые получили своё развитие в 2020 году. Дескать, в том году кинешемские тепловики неверно рассчитали объёмы своих сточных вод. В качестве доказательства «Водоканал» сослался на арбитражный суд, в котором участвовал он, «Водоканал», и кинешемские котельные.
Спрашивается, причём здесь очистные сооружения, если разлад когда-то произошёл между «Водоканалом» и тепловиками? «Часы» нашли судебное решение с упомянутого арбитражного процесса и убедились, что в процессе участвовали лишь «Водоканал» и обанкроченные до последней возможности «Объединённые котельные и тепловые сети». Тот же «Специмаш» вообще не упоминался.
Однако ему-то и прилетело от «Водоканала» условие расквитаться за грехи кого-то третьего.
Помнится, в юные годы у вашего покорного слуги был приятель-жулик. Дай ему подержать деньги, пока ты завязываешь шнурок, и он уже ни за что не вернёт этих денег. Как-то раз он задолжал одному взрослому верзиле, который как раз брал у меня посмотреть видеокассеты с редкими спортивными программами. В итоге, верзила заявил, что не вернёт мне кассеты, пока мой приятель не вернёт ему долг.
То есть ничто не ново под луной. Кто-то с кого-то требует за кого-то. Другой вопрос, насколько подобная эквилибристика согласуется с законами? «Спецмаш» уже вышел в суд, но загадывать, чья возьмёт.
В чём главный вопрос?
С января 2023 года деньги за очистку сточных вод «Спецмаш» так и не получает. Соответственно, ему не с чего платить зарплаты сотрудникам, закупать реагенты и платить за электричество, без которого система очистки заглохнет. Предприятие уже уведомило правительство области, прокуратуру и администрацию Кинешмы, что будет вынуждено остановить работу очистных. Если это произойдёт, то в Волгу пойдут 1 тысяча кубов нечистот в сутки.
Из правительства пришёл ответ о том, что ситуация вне правительственных полномочий.
Заместитель главы администрации Алексей Волков (бывший работник «Водоканала») ответил «Спецмашу», что городская комиссия по чрезвычайным ситуациям… нет, не собралась и не обсудила, как вы могли бы подумать. Комиссия, согласно ответу, не уполномочена рассматривать финансово-хозяйственные разногласия.
Далее Алексей Геннадьевич отметил, что «Спецмаш» не вправе останавливать работу очистных. Следует сначала согласовать остановку с городской администрацией и сделать это не ранее чем за год.
Но в том-то и дело, что уже сейчас 15 работников готовы оставить работу, так как 3 месяца не получают зарплату. Они не согласны питаться ещё 9 месяцев одним солнечным светом, а другую бесплатную силу на их место опять же не найти. Бесплатно, как говорится, только птицы поют.
Что же до прокуратуры, то она тоже отметила, что «не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций». При этом в прокурорском ответе озвучено разъяснение, что «при задержке заработной платы более чем на 15 дней работник вправе приостановить работу».
Что же будет?
Исходя из изложенного ничего хорошего ожидать не стоит. Со своей стороны «168 часов» хотя бы предупредили земляков об экологической угрозе. Власти вряд ли оповестят о ней, даже если дерьмо хлынет в Волгу.