Кинешма – наследница Великого Кинеша?

Приготовьтесь! Возможно, что именно сейчас вы узнаете главную историческую тайну родного города. Она способна опрокинуть все ваши прежние представления о Кинешме.

Приготовьтесь! Возможно, что именно сейчас вы узнаете главную историческую тайну родного города. Она способна опрокинуть все ваши прежние представления о Кинешме.

 

Давние сомнения

Лично я всегда недоумевал, почему же все-таки Кинешма – это «тихая гавань»? Что-то безвольное и унылое слышится в таком имени, словно бы придумывала его на прокуренной кухне компания изнеженных поэтов, а не суровое племя язычников.

Да и куда уж «тише»! Связующее звено в цепи транзитной трансконтинентальной торговли между Каспием, Северной Европой и Великим Шелковым путем – стоит такой военный и торговый форпост, выпятился над Волгой, то и дело отбивается со своих земляных валов от разномастных орд завоевателей, и при этом – «тихая гавань»…

Такое-то мнение о родном городе я держал в себе, пока не узнал о Кинешемском погосте во Владимирской области (о нем вы могли читать в №3 газеты от 19 января). История этого местечка, называемого также «вязниковской Кинешмой», подсказывает, что город наш уже как минимум семь столетий назад был настолько славен, что имя его разносилось в другие земли на сотни верст.

И я подумал лишний раз: ну не могла Кинешма быть «тихой гаванью»! Не могла! Так же, как не могла быть «пушистой кисой» или «милой зайкой». Вслед за тем мне посчастливилось найти вот что…

 

Казалось бы, причем здесь татарское кафе и еврейский Кнессет?

Узнал я, что в Казани есть кафе «Кинэш» (на некоторых рекламных сайтах пишется через «е»), позвонил казанским коллегам и те пояснили, что с татарского «кинэш» переводится как «совет». В смысле – наставление, напутствие, рекомендация.

А откуда пошли татары с их языком? Они как народ пошли от волжских булгар (болгар).

А кто такие древние булгары (болгары)? Академик Дмитрий Лихачев писал о них: «…И чужие завоеватели не смогли победить это государство духа, потому что в защите болгарского народа в плотном строю стояли болгарский язык, письменность и культура!.. Болгарское государство духа простиралось от Балтийского моря до Тихого океана и от Северного ледовитого океана до Индийского». Словом, мощное было государство. Империя.

А теперь послушаем Дмитрия Макарова, эксперта Федерации мигрантов России: «Верхнее Поволжье играло чрезвычайно важную роль в системе булгарской торговли… Доказательством особо доверительных отношений волжских булгар с окскими финнами (меря, мурома), населявшими Верхнее Поволжье, в том числе территорию современной Ивановской области, до включения этих земель в орбиту русской государственности, является факт массовой миграции этого финского населения в X–XI вв. на территории Волжской Булгарии, фиксируемый как археологически, так и летописными источниками».

Также Дмитрий Витальевич указывает на активную торговлю между булгарами и населявшими кинешемскую землю финскими племенами. Финны платили шкурами и медом, а булгары – серебряными монетами и стеклом, привозимым из Сирии.

Но оставим дела торговли, ибо не в них суть. Главное же, что высшим законодательным органом у булгар был… Великий Кинеш!

Современный казанский исследователь Фархат Габдул-Хамитович Нурутдинов в своей «Краткой Булгарской истории на русском языке» приводит перечень булгарских терминов, где мы находим: «…36) кинеш – «национальное собрание»; 37) багыл – «депутат кинеша»; 38) улу-тархан – «спикер кинеша», «главный прокурор»…

Траты казенных денег происходят только с разрешения Кинеша (Народное Собрание, Парламент; евреи сохранили это древнебулгарское слово в форме «Кнессет»)…»

Спросите, откуда тут вдруг появились и евреи? Да все оттуда же – судьбы хазар-талмудистов и булгар переплетались теснейшим образом.

А что до казанского кафе «Кинеш» («Совет»), то и здесь нет ничего удивительного. Очевидно, что татарский язык заимствовал данное понятие из булгарского языка. Это все равно что русское слово «совет» может означать как наставление, так и Совет народных депутатов. Чем как раз и являлся древний Кинеш.

 

Великий Кинеш, или Где находилась столица древней империи?

Вы, дорогие читатели, наверное, уже смущены внезапным изобилием ислама и иудаизма, которые, дескать, напрямую связаны с христианской Кинешмой? Ведь к этому-то я и подвожу свой рассказ.

Но не смущайтесь - выбор веры происходил в довольно поздние времена. Правящий род хазар перешел в иудаизм только в IX веке, а Волжская Булгария приняла ислам в качестве государственной религии лишь в 922 году. До этого булгары поклонялись языческим богам, как и населявшие кинешемские земли угро-финские племена.

История же булгарского Кинеша уходит в гораздо более глубокую древность. Так, например, самые первые  упоминания о нем содержатся в «Чулман толгау», или «Эпосе Чулмана». Это античный булгарский эпос, который складывался на протяжении VІ-І тысячелетий до нашей эры и дошел до нас в редакции 154 года до нашей эры! То есть этот текст куда как древнее Евангелия!

 

Не выдержал Ерми-Ас

И собрал Кинеш багылов,

Чтобы отобрать

Власть у Сакмар.

 

Отвези меня, мама,

На этот Кинеш -

Не смотри, что я мал -

Ведь словам важна мудрость!

 

Это не единственные строки в эпосе, в которых говорится о Кинеше. Сам по себе он упоминается там пять раз.

И пусть вас опять же не смущают тюркские имена в стихах, так как эпос можно читать и на русский лад. Например, верховный правитель в булгарском языке обозначался как «канас», а по-русски это будет «князь». Правительство у канаса состояло из 30 буляров, а по-русски – бояр. Или даже взять автора самой ранней редакции «Эпоса Чулмана» - это булгарский певец и музыкант Кубан Боян. Да-да, Боян… Помните такого персонажа из «Слова о полку Игореве»?

Часто в своих работах о Кинеше пишут современные болгарские историки. Например, Боно Шкодров в своей книге «Предпосылки цивилизации» описывает целый ряд древних событий, которым дал толчок «дъержавен орган Великия Кинеш (Великия Събор)». Боно также доказывает, что святые братья Кирилл и Мефодий вели свое происхождение от булгарского рода Кубара (как тут опять не вернуться глазами к имени Кубана Бояна), а созданная братьями славянская азбука поразительно схожа со старой булгарской азбукой. Взгляните на графические схемы, которые приводит Боно Шкодров, и вы убедитесь в этом сами.

Вернемся же к Великому Кинешу. Его деятельность регулировали законы Торе (и опять-таки созвучие с иудейской Торой!), а вернее их пункты 10 и 11. В частности, там говорится, что на Кинеше избираются император, глава правительства, предводитель знати и верховный судья. А вот число народных избранников, имевших право голоса, могло доходить до 500! Дословный текст таков: «Число багылов и баганынов - участников великих кинешев - пусть не превышает 500, и пусть все они получают звание буляр».

Представляете? Булгарский Кинеш ничем не уступал нынешней российской Госдуме, в которой заседают 450 депутатов.

Но где же все-таки заседал этот грандиозный Кинеш? Со времен Волжской Булгарии на Волге сохранилось лишь одно место, созвучное с ним – Кинешма!

Современный историк Василий Лекомцев, исследуя несторовскую «Повесть временных лет», так и пишет: «Кинеш, по-видимому, когда-то собирался в городе Кинешма». Далее автор разбирает происхождение угро-финских названий местности. В частности, Лекомцев указывает, что слог «ма» означал реку, которую в зимнее время можно использовать как дорогу.

То есть Кинешма - это Кинеш, собирающийся на реке, которую можно использовать в качестве дороги круглый год. Вероятно, два слова, булгарское и финское, попросту прилепились друг к другу, дополнив друг друга по смыслу. В том же ряду, получается, стоят Костро-ма и Реш-ма. То есть «ма» - это не просто вода и уж тем более никакая не гавань.

Да и, как ни крути, выходит, что во времена, когда не было ни телефонов, ни интернета, 500 депутатов могли собираться лишь в одном известном им всем месте и там, куда можно добраться в любое время года. Этим-то местом, по всей видимости, и был наш город. И был он столицей целого государства, в котором происходило кипение племен и этносов, оформление их в современные народы. По сути, Кинешма являлась столицей государства, которое можно назвать прообразом сегодняшней России.

 

P.S. Так какой же может быть возраст Кинешмы, если пытаться вести отсчет от истории Великого Кинеша? Боязно даже думать.

Комментарии
Комментариев пока нет