Евросоюз развалится, США потеряет Европу, а Россия станет центром объединения мировых экономик. Известный экономист и аналитик Василий Колташов рассказал «168 часам» о том, для чего нужны ответные санкции России и к чему это приведет мировую экономику.
- Василий Георгиевич, Россия ввела ответные экономические санкции против стран Евросоюза, оказало ли это влияние на западных производителей?
- Влияние огромное. Многие корабли и фуры буквально были вынуждены разворачиваться у самой границы. Стало понятно, что политика давления на Россию не отвечает интересам европейских производителей (а также Новой Зеландии и Австралии), что в сельском хозяйстве, что в промышленности. Когда некоторые аналитики говорят, что падение вывоза на российский рынок из Европы в ряде стран составит от 5-10% и что поставщики это перекроют, то это неправда. Ничего они не перекроют, это будет серьезнейший провал и обострение экономического кризиса в Европе. В то же время латино-американские страны никакая еврокомиссия, и тем более Соединенные Штаты не смогут отговорить от поставок на новый открывшийся российский рынок. Тем более в некоторых странах Латинской Америки есть «левое» (социалистическое – прим.ред.) правительство, которое меньше всего на свете хочет слушать, что им говорят из Вашингтона, поэтому они с удовольствием будут налаживать торговые связи с Российской Федерацией.
Борьба, которая сегодня разворачивается – это борьба за рынки и против российских интеграционных инициатив. Вообще до недавнего времени инициативы в Кремле считались безобидными, они локальные, торговые, не агрессивные, не предлагающие Европе какого-либо раскола с переходом либо в лагерь Брюсселя, либо в лагерь Москвы. Но между тем, проблема ЕС состоит в глубочайшем социально-экономическом кризисе, что заставляет их выбирать атакующую позицию. ЕС не может обороняться, так как у них плохая экономическая ситуация в Восточной и Южной Европе и теперь во Франции. У них безработица достигла невероятных размеров среди молодежи - до 70%, особенно в Испании и Греции. И для ЕС один путь – расширяться, включая в свое лоно новые страны в качестве ассоциированных, а может даже принимая в Евросоюз. Но они столкнулись с препятствиями. Некоторые страны отказались их слушаться, к примеру, Грузия не стала вводить санкции против России. Другие страны пытаются решить все свои проблемы, став настоящими «европейцами», как, к примеру, Украина. В действительности никто не получит «европейского уровня жизни». Киеву обещали экономический рост в 6%, а Украина как сваливалась в пропасть, так и продолжает.
- Получается, что ситуация на Украине - это лишь повод для борьбы за рынки?
- Не совсем так, на Украине мы видим выражение борьбы за рынки. Кроме того, у США, кроме попытки расширения европейской зоны влияния, есть стремление сделать так, чтобы европейские предприятия получали недешевые углеводороды и не могли эффективно конкурировать с американской экономикой. В США сложились условия, когда подешевевшие кредиты и рабочая сила совпали с дешевыми углеводородами в результате «сланцевой революции». В ЕС и близко нет этих условий. Именно поэтому они препятствуют строительству новых российских трубопроводов в Европу. Мешают проведению «Южного потока», который направлен обойти территорию Украины, где произошел военно-политический конфликт. Тем не менее со стороны Болгарии и других стран это встречает сопротивление, хотя и противоречит собственным интересам. Здесь определяющими являются интересы финансовых групп, которые тесно связаны с американской финансовой системой. Отсюда и появляются заявления деятелей, подобных Яценюку, о том, что Украина может полностью закрыть транзит российских продуктов, в том числе и углеводородов (газ).
- Это реально может произойти или это только разговоры?
- Ситуация с санкциями и явным обрушением агрессии Запада на Россию таковая, что непонятно, где грани реальности. Все очень похоже на начало Первой мировой войны, когда убийство австрийского эрцгерцога в Сараево сербским националистом привело к конфликту мировых держав. Хотя это событие никак не было связано с войной и империей, проблема лишь в Австрии. Поэтому и тут не ясно, как далеко готов пойти Киев. Но, как правило, все заявления Яценюка делаются с подачи Вашингтона. России пока не удается вбить клин между ЕС и США, но взаимные санкции уже повлияли на Европу. Пострадавшие фермеры уже требуют компенсаций от правительств тех стран, которые поддержали санкции против РФ.
- Возможно ли сейчас развитие российской экономики, российского производства?
- Импортозамещение будет происходить стихийно до тех пор, пока не произойдет резкий разворот на развитие внутреннего российского рынка и производства. Это будет отвечать национальным интересам страны.
Историки никак не могут понять, откуда взялась непримиримая злоба между Наполеоном и Англией. Вот и мы будем испытывать то чувство, когда на нас обрушилась фактически немотивированная агрессия.
Вероятно, начнутся определенные чистки российской элиты. В начале отмечен рост спроса на английскую недвижимость у некоторых российских кругов. И эта часть готова «разорвать» и Путина, и тех, кто его поддерживает в сопротивлении санкциям, а также во взятии Крыма, который этой группе не интересен. Но эта группа не будет победителем и не будет решать судьбу страны. И часть капитала будет бежать. Но консолидированные группы будут сопротивляться санкциям США и Запада. Сопротивление России может привести к развалу Европейского союза и к потере США Европы. А Россия может выступить центром новой экономической интеграции. РФ придет в Европу не как оккупант, а как страна, которая объединит других на принципах равноправия, защищенности рынка, общего экономического пространства.
- А может ли США пойти «ва-банк» на новую мировую войну?
- Война уже идет, на Юго-Востоке Украины. Там повсеместно используются американские военные и их военная техника. Позиция Россия в этом вопросе пока еще противоречива. Первоначальный принцип «невмешательства» дал свои положительные моменты и был обоснован тем, что украинское общество пока не дошло до понимания ситуации. Хотя, на мой взгляд, надо было сразу брать Юго-Восток. Но это было невозможно из-за первоначальной разрозненности российских элит. В настоящее время ситуация меняется. Украинцы начинают задаваться вопросом: «Почему Россия с нами воюет, но лечит наших солдат, а когда они возвращаются, их здесь арестовывают?»
- Как мы помним, Первая мировая закончилась для России довольно плохо. Могут ли развиться всевозможные интриги внутри российских элит?
- Можно ли исключать «дворцовые перевороты» в России? Попытки могут быть, так же, как и суровое подавление либеральных кругов (как и в оппозиции, так и во власти). Об этом конфликте еще не подозревают даже те, кто работает вместе в правительстве. Центральный банк не делает ничего для стимулирования импортозамещения. Правительство Дмитрия Медведева состоит из либералов, и они ориентированы на Запад. А ответные санкции России для них противоестественны. Поэтому люди в правительстве должны поменяться на тех, кто будет заниматься стимулированием внутреннего рынка и импортозамещения. Россия должна стать для Европы витриной экономического роста, а это можно сделать только полностью поменяв экономическую политику государства, осуществив полный разрыв с либералами. Это нужно сделать особенно, если США сможет содействовать заговорам либеральных групп в правительстве. Если это произойдет, мы увидим жестокую борьбу. Те, кто выступит за поддержку внутреннего рынка и за объективную защиту национального достоинства под давлением американских санкций, получат массовую поддержку населения. Это уже видно, так как все, кто говорит: «Россия не имела права брать Крым», вызывают справедливую ярость у россиян. Также будет и с чиновниками, которые выступят против ответных санкций. В Кремле поняли, что попытка договориться и идти на уступки воспринимаются как слабость.
Похоже, мы скоро увидим разбирательства в ВТО, которое контролируется американцами. По их мнению, вводить санкции против России можно, а Россия не может вводить ответные меры. И все это приведет к выходу России из ВТО и построению новой мировой экономической системы.