Начиная с 2020 года только «168 часов» писали о том, что новые очистные в «Озерках» с большой-пребольшой долей вероятности могут оказаться бутафорией. За это в глазах чиновников мы стали чуть ли не изменниками Ро… родного города. «Вы просто пытаетесь помешать хорошему и важному делу», — говорили они. Однако на минувшей неделе сказали своё слово федеральные фигуры и это слово о том, что новые очистные сооружения за 3,6 миллиардов рублей – фактически бутафория.
Откуда гром
Строительство новых очистных сооружений на улице Рыжова (микрорайон «Озерки») должно завершиться декабрю 2024 года. В свою очередь «168 часов» не уставали и не устают из раза в раз повторять, что завершение строительства совсем не означает запуск объекта в работу и решение экологических проблем.
На протяжении последних 4 лет наш глас был гласом вопиющего в пустыне. Но вот 29 июня на телеканале «ТВЦ» вышел очередной выпуск программы «Постскриптум», в котором рассказывалось о провальных случаях при реализации национального проекта «Экология» и программы «Оздоровление Волги».
Одним из таких случаев, по информации федералов, стал случай со строительством новых очистных сооружений в Кинешме. В частности, речь шла о недавнем визите в наш город заместителя председателя комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Жанны Рябцевой, а также представителей Минстроя. Они выяснили, что «при строительстве из проекта неведомым образом исчез гигантский резервуар», из-за чего комплекс по очистке стоков стоимостью 4 миллиарда рублей «работать так и не начнёт» и «значит, нечистоты будут продолжать стекать прямиком в Волгу».
В кавычки мы заключили цитаты из «Постскриптума». Её автор и ведущий, кстати сказать, Алексей Пушков – российский сенатор.
Примечательно, что буквально на днях правительство Ивановской области тоже отчитывалось о визите федеральных проверяющих. В отчёте не было сказано ни слова про то, что вскрылось в тот день.
Также сразу отметим, что федералы допустили, видимо, неточность. Не резервуар не построили на очистных, а коллектор к ним. Неточность простительная, так как работа штаба Жанны Рябцевой была проделана обширная – проверен 121 объект (годными оказались 6 объектов). При таком объёме работы бывают и неточности.
В ответ на гром
1 июня на сайте «168.ru» вышла в свет публикация о новом повороте событий с новыми очистными. На следующий день в редакцию «Часов» позвонил человек, который начал свою речь так:
«Добрый день! Меня зовут Александр. Корпоративная безопасность компании «Энергострой». Мы строим в Кинешме очистные сооружения. Вчера вечером увидел статью с высказываниями депутата Жанны Рябцевой о том, что она была здесь и о том, что очистные не заработают. Хочу сказать, что её здесь не было и в помине. В принципе…. Информация у вас недостоверная».
После того, как мы возразили, сказав, что даже правительство области подтверждает факт визита Жанны Рябцевой на объект, Александр поспешил закончить разговор и пообещал уточнить у своего руководства, приезжала ли к ним Рябцева.
Через 15 минут он перезвонил и сказал, что Жанна Рябцева действительно приезжала на кинешемские очистные, но к работе подрядчика претензий у неё не возникло. Претензии она выразила к тому, что новые очистные не будут запитаны от канализации, что предусматривал проект (и здравый смысл, добавим). Но это уже вне полномочий подрядчика, которому было велено строить лишь очистные.
От встречи с нами Александр отказался, как отказался называть свою фамилию. На том и простились.
Вторая гроза
А на следующий день, то есть 3 июля, комитет по экологии Государственной Думы заслушал председателя комитета Жанну Рябцову по итогам её рейда по строящимся на Волге для спасения Волги очистным сооружениям. Особо в своём отчёте Жанна Анатольевна отметила ситуацию в Кинешме.
Она заявила, что после завершения строительства новые кинешемские очистные будут «законсервированы». К слову, в № 1 газеты от 2 января 2024 года в статье «Какие события могут ждать нас в 2024 году» ваш покорный слуга писал про очистные: «И вообще нельзя исключать и такое, что по завершению строительства новые очистные будут попросту законсервированы. Вхолостую, то есть без нечистот, они работать не смогут».
Жанна Рябцева сказала, что порочность кинешемских очистных заключается в том, что из города на объект не проведена канализация. «Если это не диверсия, если это не беспредел чиновничий – то что?» — возмутилась Жанна Анатольевна.
И пусть в своём минутном выступлении она пеняла на чиновников из Минстроя (некоторые находились в зале), но не стоит сомневаться, что если стартует разбор полётов, то достанется всем, включая местных. Тем более что именно местные готовили проект и местные выступали и выступают в роли заказчика работ.
Важно знать и помнить, что федеральное финансирование строительства стало возможным лишь при условии, что в городе проживает не менее 100 тысяч человек. Таково было требование нацпроекта. Поскольку в Кинешме проживает на 30 тысяч человек меньше, в областном правительстве решили применить идею «куста». В единый «куст» вошли Кинешма, Наволоки и Заволжск.
И тут бах – не только Наволоки и Заволжск не могут поставлять свои нечистоты, но и сама Кинешма. А ведь мы писали, предупреждали именно об этой проблеме. Последний раз писали и предупреждали в №7 газеты от 13 февраля в статье «7 тревожных фактов о новых очистных в Кинешме».
Освежим память
Лишь в 2024 году стартовали работы по строительству в Кинешме новых канализационных сетей. Первый этап. В районе «Озерки» радом с новыми очистными.
Вообще сети у нас либо аварийные, либо их не существует вовсе. Поэтому необходимо их строительство по всему городу, протяжённость которого вдоль Волги составляет 15 километров.
Так вот, стартовал первый этап, а должно быть ещё где-то 5 этапов. Если деньги будут (а может и не быть), то уйдёт, как минимум, 5 лет. В лучшем случае, канализация со всего города пойдёт на новые очистные к 2030 году.
Но ведь остаются Наволоки и Заволжск. В Наволоках для присоединения к Кинешме недавно построили новый коллектор, но сами Наволоки по-новому не канализированы. В них, как и в Кинешме, какие-то сети дряхлые, а какие-то вообще никогда не строили. Даже многоквартирные дома в некоторых районах пользуются выгребными ямами.
Плюсом к тому надо понимать, что новый наволокский коллектор (в который основному объему канализации не по чему будет течь) нельзя подключить к Кинешме, ибо Кинешма сама остаётся без сетей. После 2030 года, может быть, и подключат…
В Заволжске и того хуже. От него до Кинешмы уже должен был быть подведён по дну Волги дюкер для нечистот, но в этом деле, как говорится, ещё конь не валялся. По сей день, не разработана даже проектно-сметная документация по строительству дюкера. Аукцион 2020 года завис на стадии исполнения, так как все деньги перебросили на строительство очистных в Кинешме. Нового финансирования пока не предвидится.
Заодно скажем, что в Заволжске та же беда, что и в Наволоках и Кинешме. Даже если бы дюкер построили, он бы оставался сухим. Заволжские канализационные сети либо в край изношенные, либо их попросту не существует. Город и район в огромной массе не канализированы.
Сколько лет (и миллионов рублей) уйдёт на эти заботы, сейчас и не скажешь. Мы же говорим – в этом деле « конь не валялся». А по факту уже должно всё быть, чтобы питать новые кинешемские очистные.
Вы спросите: как же тогда рассчитывали количество жителей и объём нечистот для того, чтобы получить финансовую поддержку на новые очистные сооружения в Кинешме? Ответим: при проектировании для обозначения объёмов использовали формулировку «перспективно возможные».
С тех пор ни-че-го не изменилось. Десятки тысяч абонентов в Кинешме, Наволоках и Заволджске так и остались «перспективно возможными». А отчитываться за выделенные миллиарды и за реализацию нацпроекта нужно будет уже в 2024 году.
Грешная погрешность
Но и это ещё не всё. Абракадабра с фактическими и проектными объёмами стоков, которые должны будут пойти на новые очистные (но не пойдут, хоть ты лопни), имеет куда больший масштаб.
Суть в том, что большие чиновные мужи вот уже третий год не могут определиться, на какую мощность рассчитаны очистные. И региональные, и местные чиновники говорят о 19 тысяч 700 кубометров в сутки, а проектная документация гласит про 19 тысяч 700 кубометров в час. Разница между сутками и одним часом 24-кратная.
Скажем, у приборов учёта потребления воды погрешность должна составлять 2 процента. А тут 2 тысяч 400 процентов… Виданы ли такие технологии? Способны ли они вообще заработать? Стали бы вы покупать машину с такой погрешностью расхода топлива?
К истокам
Расскажем сейчас о том, о чём ещё не рассказывали.
В январе 2018 года ваш покорный слуга секретничал с одним неглупым и компетентным в сфере ЖКХ человеком и разговор у нас сложился такой:
«Слышал краем уха, что скоро будут убирать с рынка кинешемский «Водоканал», — сказал я. – На его место должен прийти ивановский «Водоканал». Не понимаю, отчего так тянет ивановцев в Кинешму?».
«Всё просто, — улыбнулся мой собеседник. – Официально ещё не объявлено, но через год или через два в Кинешму придут колоссальные деньги на крупный проект. Кажется, будут строить новые очистные сооружения. Я сомневаюсь, что построят что-то качественное, но деньги будут освоены. Ивановцы планируют участвовать».
Мой собеседник ошибся тогда насчёт «Водоканала». Он не участвует в строительстве ни в качестве заказчика, ни в качестве подрядчика. Ему должны будут передать уже готовый объект в концессию.
Насчёт же всего остального…
Знакомый запах
Услышав тот прогноз, мы взялись следить за развитием событий с разработкой проекта. И не зря. Развитие с самого начала дало сбои, которые грозили тем, что проект строительства решительно зарубят.
Возьмём цитату из заключения московского специалиста Дмитрия Данилевича, который изучал кинешемский проект для Минстроя: «Рассмотренный проект разработан на основе некорректных исходных данных, рассчитан по неназванной и некорректной методике, изобилует нарушениями… и при этом с высокой вероятностью не обеспечит качество очистки. Реализация проекта приведёт к высоким эксплуатационным затратам по причине высокого расхода электроэнергии, что возможно было избежать».
В то же время директор департамента стратегических проектов Михаил Гилёв принял решение о замене в проекте чрезвычайно дорого зарубежного оборудования на аналогичное отечественное.
Мы тоже в то время взялись читать проект и обнаружили, что от него сильно разит копипастом от очистных на Баха (Подщиваловская гора). К примеру, в нём говорилось: «Вывоз строительного мусора и излишков грунта производится на полигон ТКО ООО «Чистое поле» по адресу: деревня Тарасиха Кинешемского муниципального района (расстояние от стройплощадки составляет 7,5 км)».
Эта информация была актуальна лишь до 2014 года, когда готовили к запуску очистные на Баха. После 2014-го идея тарасихинского полигона провалилась. Да и 7,5 километров означали прямое расстояние от Тарасихи до Подшиваловской горы, а не до новых очистных в «Озерках» (15 километров)
Виноваты только в Москве
Но вернёмся в наши дни и к их главной на сегодня проблеме. К тому, что новые очистные представляют собой бутафорию, так как к ним не подведена канализация. Она попросту не построена.
4 июля, то есть после всех громыханий, на новых очистных собрались представители городской и региональной власти, а также представители подрядчика. Чиновники заявили, что Жанна Рябцова совершенно права, канализации нет и запустить в работу объект после окончания строительства не получится.
А виноваты во всём совсем-совсем не местные и региональные чиновники, а федеральные, из Минстроя. Они не давали денег на канализацию, а сейчас деньги должны прийти и можно будет управиться за год. Взять и проложить 31 километр сетей.
Также чиновники подтвердили нашу информацию о том, что Заволжск вычеркнут из «куста».
Кое-что забыли. 50 миллионов рублей забыли…
Но позвольте! Что такое 31 километр? Это вовсе не канализирование города с «перспективно возможными» объёмами. Для наглядности можно взять общую протяженность дорог местного значения в Кинешме, и она составит 261 километр 64 метра. Если накругло, то, как раз вдоль них и надлежало пролечь новой канализации. Так мы ещё не берём в расчёт дорожную сеть регионального значения, вдоль которой тоже пролегают улицы без канализации. Для примера можно взять длиннейшие Вичугскую и Юрьевецкую улицы.
Не 31 километр надлежит канализировать, а все 300…
Стоит полагать, что изначально этот объём работ и был запланирован. Почему-то ни один из местных чиновников (винивших во всех бедах Минстрой) не вспоминает, что в декабре 2019 года городское управление строительства (ГУС) заказало разработку «проектно-сметной документации на строительство централизованной системы водоотведения г. Кинешма» за 50 миллионов рублей. Работа была сделана и принята – акт приёмки от 23 декабря 2021 года. В акте так и сказано: «работы выполнены и надлежащим образом оформлены… К оплате следует 50 000 000 рублей 00 копеек».
Для сравнения – спроектировать сами очистные встало в 17 миллионов 500 тысяч рублей.
Где же тот проект по канализации? Почему же сейчас первый этап её прокладки в «Озерках» начался по другому проекту? По проекту, разработанному в 2023 году «Водоканалом». Да и сами строительные работы ведутся им же…
Ощущение, что тот проект за 50 миллионов требовался только для вхождения в программу финансирования.
Тут-то снова и вспоминаются слова нашего источника, произнесённые в 2018 году (смотри главу «К истокам»).