Травматолог с «авантюризмом», или Почему врач из Орла остался лечить людей в Кинешме

Весной 2025 года исполнилось 10 лет с тех пор, как травматолог-ортопед Максим Васёнков начал оперировать в «Кинешемской ЦРБ». Да так оперировать, как в Иванове оперируют целые учреждения.

Вы кинешемец?

— Родом я из Орловской области, из небольшого городка Дмитровск, который расположен на границе с Курской и Брянской областями. Рос и учился в средней школе там же. Медицинское образование получал на медицинском факультете Орловского госунивеситета. Уровень преподавания и сложность учёбы в нём была и остаётся на высочайшем уровне. Достаточно сказать, что на 5 курсе я уже провёл первую свою операцию. К окончанию 6-го курса за моими плечами было 25 операцией.

С какого возраста вы видели себя врачом?

— До 5 класса школы мечтал связать свою жизнь с автомобилями. Мама у меня медсестра, а папа водитель большегруза. Я даже в детский сад ходил мало, потому что больше времени проводил на работе у папы. Можно сказать, рос в папиной машине. А затем стал замечать, как окружающие люди постоянно признавались мне: «С тобой поговоришь, и становится легче». Так я стал ощущать себя тем, кто должен помогать людям. Постепенно техника для меня ушла в разряд хобби, а с 9 класса я уже целенаправленно готовился к тому, чтобы затем связать свою жизнь с медициной.

Учились в Орле, а работать приехали в Ивановскую область, в Кинешму. Между ними едва ли не 800 километров. Почему так сложилось?

— Главной причиной я назвал бы своё стремление к постоянному развитию через получение опыта в новых и совсем непривычных для себя условиях. Иногда это стремление похоже на авантюризм. Начну с того, что учёба в Орле сложилась у меня настолько успешно, что я получил целевое направление в ординатуру Национального медико-хирургического центра имени Пирогова. Поехал, не сомневаясь в успехе, сдавать экзамены, но по приезду оказалось, что документы, выданные университетом в полном порядке, а документы из департамента здравоохранения оформлены неправильно. После двух дней мороки из-за этих документов, я неожиданно для самого себя махнул рукой и решил: «Оставляю «Пироговку» и еду в Иваново, где как раз заканчивается приём в интернатуру». Приехал в последний день, сдал экзамен на 96 баллов и начал освоение специальности травматолога на базе «Ивановского областного госпиталя для ветеранов войн». После этого собирался вернуться к своим, в Орёл, но однажды меня вызвал главный внештатный травматолог госпиталя и спросил: «Не хочешь посмотреть, как работают в Кинешме?» Я со свойственным себе авантюризмом согласился весной 2015 года прибыл работать в хирургическое отделение «Кинешемской ЦРБ». В этом году исполнилось 10 лет как я в Кинешме. Заодно в октябре отмечу здесь своё 35-летие.

Чем вы благодарны Кинешме?

— Несмотря на основательный практический опыт, с которым я приехал, именно в Кинешме мне впервые пришлось ощутить, что такое оперировать, когда за тобой вообще никто не стоит. Имею в виду наставников.

Можете вспомнить первый свой опыт здесь?

— Да, конечно, помню. Женщина, учительница из Вичуги, перелом кости голени. Поскольку такие операции длительные, они и планируются длительно. Оперировать женщину должны были двое врачей – один мой коллега и я. Однако в последний момент перед операцией в отделение поступил после ДТП 16-летний мальчик и нам пришлось разделиться. Коллега занялся мальчиком, а я взялся оперировать женщину. Трудность заключалась в том, что прежде у женщины уже был в этом же месте перелом и стояла пластина, которая успела врасти в кость. Поэтому при часовом регламенте у меня больше часа ушло только на то, чтобы извлечь старую пластину. Затем была поставлена новая пластина, и когда я закручивал последний винт, раздался характерный щелчок. Это сломалась кость выше пластины. Риск подобного всегда существует и невозможно предугадать, произойдёт это или нет. В итоге мне пришлось ставить вторую пластину выше первой, и операция в итоге продлилась более 4-х часов.

Вы упомянули мальчика, попавшего в ДТП. Дети тоже ваши пациенты?

— Я сказал бы, что второе, за что благодарен Кинешме, это за опыт в оказании экстренной помощи детям. И если говорить об эмоциях, которые переживают врачи, то в случае с детьми у меня были наиболее ощутимые эмоции. Были и остаются. Особенно после рождения у меня самого сына, когда не просто переживаешь за того или иного ребёнка, а сопереживаешь. Словно за родного. Мне, к примеру, памятен мальчик, попавший в ДТП на скутере и получивший тяжёлые травмы черепа, рёбер, таза и живота. Полагалось отправить его санавиацией в областную больницу, но он был совершенно нетранспортабельный. Вместе коллегами мы две недели боролись за жизнь этого мальчика, не считаясь, в том числе, с собственными выходными. Наконец, нам удалось стабилизировать его состояние и благополучно отправить в областную больницу, где ивановским коллегам оставалось лишь завершить лечение.

Если ребёнок получает травму, то кому предпочтительнее сопровождать его в больницу? Маме или папе?

— Предпочтительнее, чтобы сопровождал папа. При маме тревожность у ребёнка, как правило, максимальная.

Бывает, что возникает что-то вроде дружбы с пациентами?

— Как и повсюду в работе с людьми. С одними возникает дружба, потому что, получая от тебя помощь, они благодарны тебе за неё. Другой тип людей – это люди, которые навязывают тебе свои проблему и относятся к работе врача потребительски. Иной раз внутренне возражаешь им: «Но не я же зачем-то прыгал за вас с дерева или ехал на мотоцикле по встречной полосе». Выносить подобное отношение тяжело, потому что каждому пациенту (вне зависимости, как он себя ведёт) ты отдаёшь часть самого себя.

Сколько обычно операций вы делаете за смену?

— Сегодня, например, было 4 операции и все они разноплановые. Это эндопротезирование тазобедренногог сустава, артроскопия коленного сустава, операция на кисти и на шейке бедра. При этом нельзя говорить, что всё делаю я один. В каждом случае работа командная и каждый участник команды необходим.

Какой из операций за 10 лет работы в Кинешме вы городитесь и считаете её высшим пилотажем?

— В моём случае будет неправильно выделять что-то одно. Для понимания можно взять крупные госпитали и областные больницы, в которых имеются отделения ортопедии, микрохирургии кисти, травматологии, осложнённой и сочетанной травмы. А здесь, в Кинешме, в одном отделении, мы выполняем операции по поводу травм, сочетанных травм, ортопедические и артоскопические операции, а также операции на кисти и стопе. Да, у нас не такие объёмы, но в наших условиях удаётся выполнять то, что в крупных городах выполняют целые учреждения с разделением по конкретному направлению. Поэтому я не стал бы выделять что-то одно, поскольку у каждого вида операций своя ценность и сравнивать одно с другим по степени важности не стоит.

При вас введены в практику какие-то совершенно новые для Кинешмы операции?

— Недавно мы вышли на эндопротезирование коленного сустава. Одной женщине в декабре прошлого года уже заменили сустав, и она превосходно себя чувствует. Сейчас больница закупает 10 комплектов суставов. Прежде люди могли ездить на такие операции только в Иваново.

Болезни суставов сейчас распространены?

— Во множестве, к сожалению. При этом как врач я хотел бы отметить, что артрозы возникают не сами по себе, а являются частью целой системы недомогания. За каждым случаем артроза обычно скрывается целый каскад событий.

Возможно ли, по-вашему, избегать проблем с суставами и, следовательно, не доводить дело до хирургического вмешательства?

— Безусловно! Поэтому во время консультаций я выписываю пациентам рекомендации, в перечне которых первыми стоят рекомендации по снижению веса и занятиям физкультурой. Такой пример: год назад обратилась к нам женщина огромных, простите, размеров и пожаловалась на колено, а также на то, что в Иванове ей отказали в операции по замене сустава. Мы тоже отказали в немедленной помощи, после чего я выписал ей необходимые рекомендации. Недавно она вновь пришла к нам, и её трудно было узнать. Она последовала рекомендациям, проделала над собой нужную работу и похудела. Но главное это её слова: «Колено больше не беспокоит меня. Отдайте мою квоту другому».

Вы сами даже по виду спортивный человек. Глаза не обманывают?

— Спорт занимает меня со школы. В особенности футбол, которым я увлечён до сих пор. Обязательно посещаю тренажёрный зал. Езжу на турслёты. Замечательный турслёт проходил в прошлом году в Решме. Команда нашей больницы заняла третье место среди всех больничных команд региона. Поэтому я и пациентам рекомендую вести активный образ жизни. Не обязательно посвящать себя всерьёз спорту, но физкультуре – обязательно. Сейчас, увы, среди людей распространено потребительское отношение к своему здоровью и люди зачастую приходят к врачам в надежде на некое универсальное лекарство, на какую-нибудь «кремлёвскую таблетку». А в действительности обычная, казалось бы, физкультура преображает человека и избавляет его от сложных проблем. Это я говорю уверенно как врач.

Если вы стали свидетелем какого-то происшествия или сняли на видео какое-то событие и считаете, что об этом должны узнать все, сообщите нам по телефону: 5-45-84 или +7(910)6680341, WhatsApp +7(910)6680341 или по электронной почте m.kozirev@168.ru. Гарантируем анонимность источника согласно законодательству РФ.

Фотографии к этой новости
Комментарии
13:11
07.10.2025
Анна
Спасибо Максиму Александровичу за то, что он есть у нашего города! Спасибо за его профессионализм, за пытливый ум и золотые руки, которые помогают кинешемской медицине не стоять на месте, а развиваться и возвращать все большему числу жителей (не только нашего города) здоровье и жизнь. Максим Александрович - настоящий ВРАЧ, каких, к великому сожалению. очень и очень мало.
прелоадер
2