Восторжествует ли в Кинешме историческая правда?

29 сентября исполняется 10 лет со дня смерти Героя Советского Союза Павла Федулова, чей бюст уже много лет стоит под чужим именем.

В далеком 2014 году статье «В Кинешме перепутали героев Советского Союза» мы писали, что известный российский скульптор Христофор Геворкян обратился в администрацию Кинешмы. Он обнаружил, что изготовленный по его эскизу и установленный 20 лет назад во дворе лицея имени Фурманова бюст Героя Советского Союза Владимира Стрелкова не соответствует реальному изображению.
Кинешемские чиновники признались тогда в оплошности своих предшественников и оперативно выяснили, что под именем Владимира Стрелкова стоит бюст другого Героя Павла Федулова. В администрации предположили, что такая путаница могла случиться после того, как в «святые девяностые» неведомые подонки украли бронзовые бюсты, и вместо них пришлось заказывать гипсовые копии. Пока таковые ставили, кто-то не сумел отличить грубоватые и массивные черты лица Федулова от нежных мальчишеских черт Стрелкова.
Но что было, то было. Главной и единственной задачей в 2014 году стала задача по поиску бюста Стрелкова, для чего чиновники подключили работников краеведческого музея. Хотя и без краеведов было ясно – если бюсты перепутали, то нужный находится на территории фабрики «Красная Ветка», где до войны работал Федулов.
Минуло 5 лет… В феврале 2019 года в редакцию «168 часов» пришло письмо от внука Павла Федулова — Павла Федулова. Родители назвали его в честь славного деда.
«Раньше вы публиковали заметку о путанице бюстов Героев Советского Союза Стрелкова и Федулова, — написал Павел Игоревич. — А 29 декабря 2018 года была опубликована заметка о 100-летии Федулова Павла Ивановича с фотографией бюста, установленного на «Красной Ветке». Но это не Федулов! Я был с дедом в Кинешме и делал фото бюста, когда он ещё не был установлен. Сейчас там стоит не Федулов!».
Журналисты нашей редакции немедленно проверили тот и другой бюсты и убедились, что за 5 лет они так и не были поменяны. Федулов возле лицея Фурманова так и стоит под именем Стрелкова, а Стрелов, стоит на «Красной Ветке» под именем Федулова. Вслед за тем на сайте «168.ru» появилась статья «Путаницу с бюстами Героев в Кинешме не могут решить 5 лет».
Мы не стали пользоваться случаем и применять крепкие эпитеты, поскольку тема щепетильная и поднимать вокруг неё хай было бы просто неприлично. К тому же можно было допустить, что у местных властей в последнюю «пятилетку» имелись дела и поважнее – то один глава проворуется, то другой… До Героев ли.
Так как же отреагировали чиновники в канун 74-летия со Дня Победы на новость о том, что они и пальцем не пошевелили, чтобы таблички с именами соответствовали изображениям? Посовестились они, как в прошлый раз? Взялись ли они, как в прошлый раз, исправлять ошибки? Категорически нет! Категорически.
Для «168 часов» они составили письменный ответ, под которым значатся имена замглавы администрации Кинешмы Инессы Клюхиной и председателя комитета по культуре и туризму Ольги Смирновой. В ответе сказано о том, что всё нормально и никакие перемены не нужны. Просто оказывается, что Стрелкова ваяли с «поздней» фотографии, на которой он стал похож на Федулова. В доказательство этого отмечено, что проблемой активно (так и написано) занимался бывший режиссер-постановщик кинешемского Драмтеатра Юрий Резниченко, и как раз-таки он установил, что Федулов на самом деле Стрелков, а Стрелков – Федулов. Увы, Юрий Яковлевич умер ещё в 2015-м, и его уже не спросить, правильно ли он был понят чиновниками и вообще занимался ли он (активно) идентификацией скульптурных изображений.
Если же подходить к делу всерьёз, то для такой работы следовало привлечь кинешемского художника Маила Байрамова, который имеет большой опыт с созданием портретов по фотографиям. «168 часов» встретились с ним в канун Дня Победы, показали ему прижизненные фотографии Героев, их бюстов, и услышали от него то, что и ожидали услышать:
— Федулов на фотографии и в скульптуре – одно лицо. Строение бровей, носа и рта абсолютно одно и то же. Глаза – то же самое. У глаз характерный опущенный разрез, который в живописи называют «Арлекино». Глаза же Стрелкова совершенно другие. От федуловских их особенно отличает то, что они широко расставлены. Брови у Стрелкова вразлёт. Нос и рот – тоже как на фотографии. Вообще всё здесь очевидно и бесспорно. Даже не нужно быть художником.
И кстати. «Поздние» фотографии Стрелкова, на которых он «похож» на Федулова, вряд ли существуют. Даже на его надгробии (похоронен он на Украине) помещена фронтовая фотография. Точка.
P.S. Надеемся, что справедливость восторжествует хотя бы к 75-летию Победы. Время ещё есть.

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет