Положено начало  комиксу про воеводу Боборыкина

Визуальную новеллу создают кинешемка по рождению и кинешемец «по духу».

«Найти в себе силы добраться до родной Кинешмы…»

Комикс так и называется – «Воевода». Аннотация гласит:

«Начало XVII века, Смута. Русское царство на пороге катастрофы. Законный царь заперт в Москве, осажденной войсками Самозванца, называющего себя сыном Ивана Грозного. Поволожские города, сохранившие верность царю, собирают ополчение для освобождения столицы. Но войско гибнет в результате предательства, а города остаются без защиты.

Теперь надежда ложится на Фёдора Боборыкина – русского боярина и одного из немногих ополченцев, кто избежал резни. Преданный и израненный, он должен найти в себе силы добраться до родной Кинешмы и собрать новое войско прежде, чем его край – и всю Россию – опустошат изменники».

Создатели комикса выступают под творческими псевдонимами Penelwen и Кот Баюн. Первая – художник, второй — сценарист. Первая разрабатывает облик персонажей и локаций, создает страницы комикса и всю визуальную составляющую. Второй отвечает за погружение в тему, сбор ценной информации, исторический контекст, разработку мира, персонажей и сам сценарий.

Прежде у творческого объединения Penelwe и Кота Баюна уже выходили комиксы «Булатное сердце» и «Прядь Бессмертия». Но сегодня речь пойдёт только о визуальной новелле «Воевода».

«168 часов» побеседовали с обоими участниками проекта.

Алёна и Виктор

Сперва послушаем Penelwen. Она же Алёна Данилова.

Я коренная кинешемка, училась в гимназии имени Островского. Мои родители – Саченко Андрей Иванович (бывший руководитель контрольно-счётной комиссии Кинешмы – прим. ред.) и Анна Геннадьевна. После школы я училась в Ярославле, в ЯрГУ на историческом факультете. Мои увлечения ещё со школьных времен – это верховая езда, история и изобразительное искусство. Уже в пятом классе родители возили меня кататься верхом, но профессионально верховой ездой я занимаюсь последние четыре года. Любовь к верховой езде для меня тесно связана с любовью к истории, особенно к истории Древней и Московской Руси, с её былинами, витязями и войнами. Живу я сейчас в Кинешме.

Послушаем «Кота Баюна» (Виктора):

Мой путь в сценарном деле начался в киностудии, основанной моим добрым другом и ментором, ныне покойным Евгением Иосифовичем Суллой. Хотя формального высшего образования у меня нет, я постигал искусство на практике, участвуя в проектах студии, равно документального и игрового формата. К комиксам я пришел два года назад, по инициативе Penelwen. Надо сказать, что до того момента я к этому жанру относился негативно, считал его несерьезным и детским. Но Penelwen меня подзадорила, бросила своего рода вызов. Раз думаешь, что жанр несерьезный – повлияй на него сам, измени, сделай более зрелым и осмысленным. Ну ладно, – говорю я. Попробуем. Проходит месяц, два, год – и вот комикс уже одна из основных направленностей моего творчества.

Виктор не урождённый кинешемец. но, как  сам про себя говорит, «кинешемец по духу» Рос он в Москве, потом жил вне России, путешествовал. Будучи человеком творческим, Виктор насчёт личного прошлого во многом скрытен. Однако не прочь объяснить, что такое «кинешемец по духу»:

В Кинешму я перебрался два года тому назад, и привели меня сюда чувства к Penelwen, в этом секрета нет. Это её дом и колыбель и как только я здесь впервые оказался, мне это место сразу привиделось родным. Мощёные улочки, купеческие домики, атмосфера старой России. Мне всегда это казалось близким сердцу. Возможно, это воспоминания о старой Москве, а может просто определенное состояние духа.

Почему «Воевода»? Почему Боборыкин?

О выборе сюжета для комикса Виктор рассказывает:

Мне всегда была интересна история Московской Руси, особенно Смуты, и всегда казалось несправедливым, что эта страница истории – одна из интереснейших не только для России, но и всего мира – почти не раскрыта в современном искусстве. И если к общеизвестным национальным сюжетам – Лжедмитрий I, Осада Лавры, Пожарский – авторы ещё обращаются, то к более локальным (часто куда более захватывающим дух) историям никакого внимания.

Одна из таких историй – как раз судьба Боборыкина и его ополчения из Кинешмы и других поволжских городов. Честно сказать, до моего приезда в Кинешму, даже я, несмотря на огромный интерес к Смуте, не знал наверняка, чем знаменит Федор Боборыкин. Поначалу, проходя мимо его памятника, я полагал, что он был одним из соратников князя Пожарского. Только потом, начав специально изучать эту тематику, я узнал, что Федор Боборыкин был фигурой не только самостоятельной, но он буквально в одиночку возглавил первое истинно народное ополчение. Задолго до рати Ляпунова, которую позднейшие историки назовут Первым ополчением, лишив Федора Афанасьевича заслуженной славы.

Виктор ставит перед собой следующую цель:

Жизнь и деяния Федора и его соратников не были раскрыты ни в художественной литературе, ни в кино, ни тем более в комиксе. Хотя он и считается героем Кинешмы, даже здесь большинство людей не знают, чем он знаменит. Наконец, национальная культура с ним вовсе незнакома.

Наш замысел заключается в том, чтобы исправить эту несправедливость, отразить судьбу Боборыкина и Кинешмы в Смуту в сюжете комикса и, по возможности, сделать из Боборыкина не просто локального, а национального героя.

Рождение персонажей

По готовым страницам комикса можно судить, что каждый герой имеет свои черты и свою харизму. О работе над персонажами Алёна говорит:

Идея персонажей, их роль, история и характер принадлежат сценаристу. Исходя из особенностей каждого из них, создается визуальный образ, который в полной мере отражал бы специфику каждого. Это довольно непростой процесс – все в облике персонажа от одежды до формы глаз должно сообщать читателю его природу, намерение и образ действий.

Также можно проследить, что художница строга к себе и избегает излишков «спецэффектов» и гротеска, характерных для американских и японских комиксов.

Да, это действительно так, — соглашается она. — В нашем комиксе  для передачи нужной атмосферы и настроения я стараюсь использовать цвет и задний план. Во многом я вдохновлялась русскими белоэмигрантскими комиксами, которые создавались в первой половине XX века.

Для работы Алёна использует исключительно планшет и компьютер. На иллюстрации можете видеть её рабочее место.

В школьные годы я ходила в кинешемскую художественную школу, что дало мне основы. Но, в целом тот навык, что есть у меня сейчас, это результат долгой практики, наблюдений и анализа работ художников, которые мне нравятся.

Алёна признаётся, что  в среднем на одну страницу комикса уходит 8-10 часов. Но иногда бывает и 18 часов.

Вот как складывается сам процесс:

Каждый день работы над комиксом – это полноценный рабочий день. Если работать без перерывов на другую работу, то особо настраиваться не приходится. Ты как будто уже проживаешь всё происходящее с персонажами. В то же время некоторые (особо трагичные) страницы, даются сложнее, потому что требуют больше моральной отдачи.

Алёна старается быть один на один со своими героями. Ни на кого и ни на что не отвлекаться в процессе творчества.

На этапе создания раскадровки страниц я ничего не слушаю и не смотрю, потому что этот процесс требует максимальной сосредоточенности и вовлеченности. Но в процессе покраски страниц могу включить аудиокнигу или сериал.

Рождение сюжета

Обращает на себя внимание свободное понимание сценаристом исторической темы. Не вольное, а именно свободное. О своей сценарной работе Виктор говорит:

Я стараюсь опираться на первоисточники и исследования, чтобы отражать основные исторические события, войну, политику, а также быт наиболее достоверно. При этом там, где информации не хватает или она не вступает в противоречие с общеизвестными фактами, даю волю авторскому вымыслу. Наша цель — создание увлекательного повествования в исторических рамках, нежели наоборот. Воевода – точно не документалка и не учебное пособие. Хотя сюжет комикса строится вокруг фактов реальной истории (созыв Кинешемского ополчения, битва под Дуниловым, разорительный поход лисовчиков), многие элементы вымышлены для более полного развития сюжета и арки персонажей (резня в Шуе, прошлое Боборыкина, дружба/противостояние с Плещеевым).

Где увидеть?

На вопрос об издании «Воеводы» на бумаге Алёна отвечает:

«Воевода» только начал выходить. Сейчас в доступе первая глава. Но планируется 3 тома по 6-7 глав в каждом. И в дальнейшем нам хотелось бы их издать, но пока за процессом создания полностью можно наблюдать онлайн.

Желающие могут увидеть и почитать первую главу «Воеводы», пройдя по ссылке на страничку Penelwe.

Фотографии к этой новости
Комментарии
9:13
02.11.2024
Виктория
Очень интересное произведение, новых страниц жду каждый раз с нетерпением 😊 И за статью огромное спасибо, помогла глубже понять мотивы и намерения авторов
прелоадер
1
23:23
01.11.2024
Я
Гнать в шею этих боюнов
прелоадер
14
8:22
02.11.2024
Игорь
Ответ для Я
А потом будете писать, что Кинешма не развивается и ничего интересного не происходит. Вот молодые люди в Кинешму вернулись, взяли не новомодные темы, а историческую, связанную с нашим городом. И все равно находятся недовольные
прелоадер
1
8:31
02.11.2024
Кинешемец
Ответ для Игорь
Полностью согласен, не бывает уже, чтобы молодые и талантливые возвращались. Тут, пожалуйста, и опять не так.
прелоадер
1
23:19
01.11.2024
Татьяна
Очень даже интересно будет почитать/посмотреть это произведение. Молодцы люди, что взяли эту тему! Но вот сама форма под названием " КОМИКСЫ" лично мне не нравится, так как в русском понимании комичный это смешной, а как война может быть смешной? Комиксы это же не карикатура. Может надо придумать другое название этой форме повествования!?
прелоадер
8
18:23
01.11.2024
Кинешемец
Молодцы! Самая неожиданная новость года.
прелоадер
2
17:57
01.11.2024
Вера
Очень круто! 🔥😍
прелоадер
2