Чреватая хитрость

 Тихо-тихо, без шума, без гама нас лишают одного, другого, третьего… С этого года, например, больные сахарным диабетом перестали получать жизненно необходимые тест-полоски.

В редакцию «168 часов» обратилась кинешемка Мария Машкова, чтобы поведать о вопиющем. Мария Александровна страдает сахарным диабетом, она инвалид 3 группы, болезнь у нее имеет тяжелое течение, что сказывается на глазах, почках и сосудах. Иной раз уровень сахара в крови у женщины достигает 37 единиц, и ей требуется делать от трех до пяти уколов инсулина в день, причем дозировка должна всякий раз меняться. Для того, чтобы не навредить себе требуется перед каждым уколом измерять уровень глюкозы, для чего существуют специальные тест-полоски. Их-то Мария Машкова и перестала получать.
— В январе и феврале мне выдали четыре пачки по 50 штук, а затем прекратили выдачу, ссылаясь на то, что нет финансирования из области, — говорит она. — Мне предлагают приходить каждый день в поликлинику, чтобы там сдавать кровь. Будто бы я не лежачий больной и могу это себе позволить. К тому же уточню, что не только мне отказано в тест-полосках, но и многим другим больным. Практически всем, насколько я знаю.
Здесь важно уточнить, что статья 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает обеспечение граждан-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. В свою очередь стандарт Медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом, утвержденный Минздравом в 2007 году, относит к упомянутым выше изделиям и тест-полоски. По данному стандарту на одного человека их полагается 730 штук в год. В случае же с Марией Машковой число тест-полосок может достигать тысячи и полутора тысяч штук в год, но она, конечно, не претендует на преимущества перед другими инвалидами, ей бы получать полагающееся по закону. Ан, не получает и того. Честно сказать, мы даже не поверили в эту историю и поспешили связаться с заведующей терапевтической службы поликлиники имени Захаровой Маргаритой Невельской.
— Выдача тест-полосок в этом году прекращена по причине недостатка финансов, — подтвердила она слова Мари Машковой. — Больные в строгом порядке обеспечиваются инсулином, а анализы крови они могут сдавать в самой поликлинике, с этим проблем нет. 
Дабы выяснить истоки «экономического кризиса», мы отправили официальный запрос в областной департамент здравоохранения. Спустя два дня нам стало известно, что ответа не будет, ибо к запросу не приложено обращение Марии Машковой… Начальник фармуправления при департаменте Александр Забаев, пожелавший увидеть обращение, не уточнил в каком оно должно быть виде. Видимо, Александр Владимирович переоценивает полномочия СМИ и считает, что приходящие в газету граждане заполняют единообразные бланки, указывая ФИО, место рождения, национальность, наличие родственников заграницей, членство в партиях, вероисповедание и т. д. и т. д. Либо же граждан встречает человек с видеокамерой и они должны продиктовать свое обращение в объектив камеры, после чего спеть или станцевать, как в отборочном туре какой-нибудь «Минуты славы». Либо «ходоки» должны приносить челобитные с поросятами, медом и яйцами в довесок. Так или иначе, в Иваново полетел второй запрос, в котором указывались точные данные Марии Машковой, чтобы убедить департамент в ее физическом существовании, что есть такая, что она не плод журналисткой фантазии, не фантом. И на 12-й день (хотя по закону «О СМИ» предусмотрен семидневный срок) пришел ответ.
«К сожалению Вами не предоставлено в адрес Департамента здравоохранения Ивановской области обращение Машковой М.А.» — укоризненно звучит начало письма. Каемся, не предоставили обращение, бессовестно попираем каноны святой бюрократии. «… Машковой М.А. за 2012 год отпущено 900 штук тест-полосок Аккучек-Актив, в том числе в ноябре 2012 года — 200 штук, из них 170 штук рассчитаны на использование в 2013 году, — продолжается письмо. — За период с 01.01.2013 по настоящее время Машковой М.А. получено 200 штук тест-полосок, т. е. в 1 полугодии 2013 года всего 370 штук тест-полосок… Льготное обеспечение других жителей г. Кинешмы средствами контроля уровня глюкозы в крови так же будет продолжаться в пределах установленных нормативов».
— Неправда, в прошлом году никакие 170 штук я не получала, а 200 январских и февральских использовала тогда же, в начале года, — парирует Мария Машкова. — Узнайте у других, вам все скажут, что приходится самим покупать тест-полоски в аптеках.
И мы узнали. В точности такую же проблему переживает Екатерина Колокольникова, женщина 67 лет, инвалид 3 группы.
— У меня лабильное течение болезни, — с жаром рассказывает она. — Уровень сахара скачет от высоких отметок к низким, и поэтому для меня существует постоянная угроза инсулиновой комы. Для того, чтобы сделать очередной укол, необходимо точно знать дозировку, и я покупаю тест-полоски на свои деньги. В Кинешме выдают только инсулин. Мы все здесь не получаем даже шприцов, хотя в соседнем Юрьевце, я точно знаю, людям выдается даже спирт для уколов. А в поликлинике говорят, что на тест-полоски не хватает денег. Говорят, чтобы мы приходили сдавать кровь сами, что вообще невозможно себе представить. Сдавать кровь там можно только в с 8 до 10 утра, кроме вторника, субботы и воскресенья. Очереди в кабинет страшные. К тому же результаты анализов становятся известны лишь через два дня. Мне требуется делать уколы утром и вечером — как быть? Раз в месяц я еще могу выбираться в поликлинику, но не более. 
Что мы можем посоветовать Марии Машковой и всем остальным больным? У Марии Александровны уже есть удачный опыт в борьбе с несправедливостью в здравоохранении. В 2010 году с мая по октябрь у нее была та же ситуация, когда приходилось покупать тест-полоски за собственные деньги. В итоге после обращения женщины в прокуратуру Мировой суд обязал МУЗ ЦГБ в полной мере возместить Марии Александровне понесенные ею расходы. С тех недавних пор областное здравоохранение, кажется, еще не обрело божественного статуса, который бы позволял плевать на земные законы. Не далее, как в апреле этого года прокуратура Ленинского района в Иванове удовлетворила иск инвалида 2 группы, который также не получал выписанные ему по рецепту тест-полоски, в результате чего областной департамент здравоохранения изъявил желание добровольно удовлетворить требования прокуратуры и обеспечить инвалида недоданным. 
Другой вопрос состоит в том, что несправедливость, похоже, достигла слишком больших размеров, затронув жизненные интересы слишком большого количества людей. Ведь не всякий инвалид найдет в себе моральные и физические силы для «хождения по мукам» судопроизводства. А в это время «кто-то хитрый и большой» из каких-то неведомых, но, вряд ли, благих намерений будет и дальше зажимать копеечку, от которой зависят в самом прямом смысле слова жизни людей. Может быть, хватит хитрить? 

Комментарии
Комментариев пока нет