3 марта - Всемирный день писателя. Со времени убытия в Калининград, а затем и смерти Вениамина Никишина наш город на писателей осиротел. Зато, оказывается, жив и здравствует в Кинешме массовый читатель.
Казалось бы, в век интернета книги должны быть преданы забвению, как, например, патефоны или угольные утюги. Тем более, стоят они далеко не копейки, как в советские времена, и при наших зарплатах любовь к книгам не может не сказаться на содержимом холодильника. Однако мы выяснили, что кинешемцы еще не совсем отказались от духовной пищи.
- Такого ажиотажа на книги, как в советское время, сейчас у нас, увы, нет. Но читатель, наш читатель остался с нами - рассказывает Елена Потехина, директор МУ «Кинешемская городская централизованная библиотечная система». – Разумеется, что сейчас не увидишь очередь в читальный зал, что наблюдалось еще несколько лет назад. Но если взять показатели работы библиотек города, то ситуацию с чтением книг называть катастрофической рано. Так, за прошлый год число читателей в библиотечной системе составило 26.8 тысяч человек, а книг было выдано 455 тысяч единиц. Я считаю, что интернет никогда не сможет полностью завоевать читательскую аудиторию. Все мои знакомые - «книголюбы» обожают проводить выходные дни в компании с хорошей умной книги. А дети в восторге от семейного чтения. Причём дети любят большие красочные книги, с хорошими иллюстрациями. И, если их мамы, папы и бабушки читали им в детстве хорошие детские книги, то, становясь взрослыми, они не мыслят себя без книг. Я сама много времени провожу за компьютером, но хорошую книгу я должна подержать в руках, почувствовать. Это сложно объяснить, но, только взяв в руки книгу, я понимаю – хороша она или плоха.
Своего руководителя поддерживает заведующая отделом обслуживания центральной библиотеки Татьяна Кириленко.
- Классическая библиотека остается, - говорит Татьяна Владимировна. - Она, как театр, о котором вот уже сколько говорят, что он умирает. Другое дело, что читатель стал очень привередливым, так как вокруг циркулирует слишком много информации и человеку стоит труда определиться со своим вкусом. Особенно выделяется в этом молодежь, которая, вообще, смотрит на библиотеку как на информационный центр и желает получать все сразу и быстро. Самыми же преданными читателями являются люди возрастом от 55 лет и выше. Для них поход в библиотеку считается неким ритуалом, когда есть возможность встречи с другими ценителями литературы.
По словам Татьяны Кириленко, равнодушие к книгам среди молодежи спровоцировано тем, что в школах снизился уровень преподавания литературы и тем, что родители перестали приучать своих чад к чтению. Выясняется, что читать, даже под нажимом — это благо, так как принуждаемое дитя рано или поздно начнет искать, что ему по-душе и обязательно найдет. Также Татьяна Владимировна отмечает общий спад интереса людей к толстым литературным журналам.
- В популярности лидируют детские книги, - рассказывает Михаил Шиганов, владелец магазина «Учебная литература». - Интернет не может повредить им, потому что ребенок не станет читать сказки с планшета или с компьютерного монитора. Увы, не все родители понимают это. Мне часто приходится видеть, как ребенок просит у матери купить ему книжку, а та отказывается, ссылаясь на то, что лучше купить чего-нибудь «вкусненького». Один раз на просьбу своего маленько сына мама сунула ему прямо в магазине банан. Только потом не надо удивляться, что дети находят себе дурные компании и не желают учиться. Если с 3 до 10 лет лишать человека чтения, то в дальнейшем мало вероятно, что его будет волновать уровень собственного интеллекта.
Следом за детскими книгами в Кинешме идут нарасхват история и фентези, энциклопедии и брошюры по нетрадиционной медицине. Интерес к последнему, вероятно, питается нежеланием людей тратиться на дорогие современные лекарства и лечение, либо же люди стали чаще, чем прежде, болеть. Либо и то, и другое вместе.
Особенным спросом пользуются книги по истории и культуре Третьего Рейха, а также по оккультизму и экстрасенсорике. Так бы можно было подумать, что столь сомнительная по духовной ценности литература будоражит молодые умы, но Михаил Николаевич опровергает это.
- Оккультизмом начинают интересоваться, приблизительно, лет с пятидесяти, - поясняет он. - Одно время к нам приходила даже такая женщина, которую интересовали книги-руководства исключительно по черной магии. Что же касается истории фашизма, то, по-моему, люди потянулись к ней не из политических пристрастий, а потому, что до недавнего времени распространение подобной информации было запрещено.
Впрочем, возможно, что обилие книг по этим тематикам и бешеный спрос на них говорит лишь о моральной деградации общества и тяге людей к негативу.