100
Номера газеты "168 часов":

Вот так служба!

300-километровый марш-бросок, шпионская операция на рыболовецкой шхуне и борьба с американскими подводными лодками – все это служба в советской армии конца 50-х – начала 60-х годов.

 
Всего лишь год – срочная служба в российской армии, и то находятся те, кто «косит» и прячется. А в советское время служили гораздо дольше, и получить «волчий билет» считалось признаком трусости и страшным сном любого мальчишки.
Все читатели хорошо знают нашего ветерана журналистики Александра Федоровича Щелкова, постоянного ведущего рубрики «Дачник». Человек с богатой биографией и не менее интересной историей армейской службы.
На днях мы буквально вскользь разговорились об армии, и он поведал мне такое, отчего захотелось схватиться за перо и писать исторический роман.
 
Из флота в морскую пехоту
Александр Федорович служил в Северном флоте в должности боцмана с 58 по 62 год. 
Ваенга, сценический псевдоним известной певицы, вызывает у него ассоциации с армейской службы. Ваенга – это река на Хибинском (Кольском полуострове), рядом с которой отдавал долг Родине Александр Щелков.
Ему выдалось послужить сразу в двух родах войск. Один год будущий журналист провел в морской пехоте. Высокий начальник заметил на учениях крепкого парня, который лучше всех вел огонь, спускаясь по канату на палубу. «Такому место в морской пехоте!»
Так началась служба в рядах «черных беретов». Для Александра Федоровича запомнились два эпизода. Первый – это трехсоткилометровый «Марш выживания». Подразделение морской пехоты высадили в районе населенного пункта Печенга, это недалеко от норвежской границы. Военнослужащим поставили задачу – в течении  12 дней проделать 300-километровый путь от Печенги до Кандалакши. Солдаты были снаряжены по полной боевой, однако из еды им выдали всего пару пачек галетов, остальное пропитание по условиям учений они должны были раздобыть сами.
- И вот мы продвигались через леса в сторону Кандалакши, - вспоминает Александр Щелков. – Питались корешками, ягодами. Разрывали норы леммингов, где они складывали съестные запасы. Ловили и самих зверьков, а потом жарили на костре. Через 12 дней в положенный срок мы прибыли к обозначенной точке сбора. Задача была успешно выполнена.
Второй эпизод службы в морской пехоте больше напоминает отрывок из фильма про разведчиков. Шла «холодная война». Советские войска для разведки использовали всевозможные приемы. Так рыболовецкий сейнер был до отказа начинен современной разведывательной аппаратурой и отправлен к берегам Исландии и Гренландии.
- Я на этом судне был в качестве боевика-охранника, который должен был оберегать инженеров-разведчиков, - рассказывает Александр Федорович. – У меня был новейший, на тот момент секретный автомат Калашников с укороченным прикладом. В случае попытки нападения у меня был приказ стрелять на поражение. Но нас не смогли вычислить. И мы длительное время провели возле Форерских островов, где находилась натовская военно-морская база. Слежка велась именно за ней.
 
Тайны «Холодной войны»
Из службы в морфлоте Александр Щелков запомнил поход на Кубу и боестолкновение близ островов Франса-Иосифа.  Об этих эпизодах нет не единого упоминания в официальных источниках, так как тот период находится под завесой тайны.
- Я служил на эсминце «Ожесточенный», - рассказывает Александр Федорович. – Однажды поступил приказ и мы отправились в поход: крейсер «Октябрьская революция», два эсминца и сторожевой корабль. Оказалось, что собиралась целая эскадра с Северного, Черноморского и Балтийского флотов. Все мы встретились в Бескайском заливе у берегов Испании. Оттуда мы двинулись на Кубу. Мы спешили на помощь нашим союзникам. Но из-за страшного шторма мы опоздали. Шестой американский флот прошел через Панамский канал и опередил нас на каких-то четыре часа. Началась блокада Кубы. Вокруг барражировали американцы, а мы кольцом обступали их флот. Была напряженная обстановка, башни кораблей противников были направлены друг на друга. Мы в любой момент были готовы нанести удар. Хотя какой-то сильной враждебности не чувствовалось. Американские моряки махали нам, пытались общаться и даже кидали нашим матросам фляжки с виски, но понятно дело, что из них никто не пил. Все закончилось также неожиданно, как и началось. Блокада была снята. Но на этом «холодная война» не заканчивалась. Ходили слухи, что американцы потопили нашу подводную лодку в заливе Сан-Франциско. Она лежала на дне и вела слежку. Ее обнаружили и предложили сдаться. Ответ поступил: «Русские не сдаются». И ее затопили. Мне об этом известно, потому что там погиб мой земляк Витя Портнов, с которым мы проходили Курс молодого бойца на «Октябрьской Революции». Ни наше, ни их правительства не стали делать заявлений, все осталось под грифом «секретно».
Однако, противнику был нанесен адекватный ответ.
- Мы дежурили на двух эсминцах возле Земли Франца-Иосифа, - вспоминает Александр Федорович. – Была обнаружена американская подводная лодка, которая также отказалась всплывать. Нам поступил приказ. Первым на боевой заход пошел эсминец «Ответственный», следом наш «Ожесточенный». Глубинные бомбы создают страшное зрелище, море словно вспухает, выбрасывая в воздух тонны воды. На третий наш заход на воде появились масляные пятна, стали всплывать различные деревянные обломки, среди которых плавали фуражки и форма американских моряков. Тел я не видел, а все остальное мы собирали, как доказательство того, что подводная лодка потоплена. После этого случая также не было никаких официальных заявлений.
 
Вот так, по службе одного человека можно снимать целую киноленту или писать историческую повесть.
Автор: Юрий Головин

Комментарии

Всем отличного настроения!
Интернет-приемная газеты “168 часов”. Приглашаем высказаться по любым волнующим вас вопросам!

Что пишут в свежем номере еженедельника "168 часов"?
  • Одна плохая и одна, возможно, хорошая новость про Никольский мост.
  • Земля или денгьи: Что нужнее многодетным семьям?
  • 15 тысяч за замену газового счётчика? Окститесь!
  • Сносить - не строить. История, которую мы заслужили.
  • Как "большие гастроли" перерастают в большую дружбу.


В Кинешме начался ремонт перекрёстка улиц Вичугской и Баха. На ваш взгляд, какими ещё перекрёстками стоит заняться городским властям?
Перекрёстком улиц Юрьевецкой, А. Макарова, Кривоногова ( 9 магазин)
Перекрёстком ул. Сеченова и ул. 50-летия Комсомола
Перекрёстком ул. Вичугской и ул. И. Виноградова

Переход на мобильную версию 168.ru