Ситуацией в кинешемской медицине заинтересовались на федеральном уровне.
Дорогие читатели, мы продолжаем разбираться в ситуации с сокращением койко-мест в Кинешемской Центральной районной больнице (по предварительным данным в целом по организации сокращают 110 коек).
На минувшей неделе нам в редакцию поступило множество откликов от читателей на статью «Медицинская оптимизация в Кинешме. Хватит ли мест для всех пациентов?» (№5 от 2 февраля). Особо отмечу, что о наиболее вопиющих случаях нам рассказали жители Кинешемского района. Свою лепту в обсуждение проблем качества медицинского обслуживания внесли сами медики, которые раскрыли некоторые неприятные тайны центральной районной больницы. Также наша публикация попала в руки общественным деятелям федерального масштаба. Свое мнение по сложившейся ситуации в кинешемской медицине высказал Николай Николаев, руководитель Центра Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза». Но начнем по порядку.
Трагический случай
Первый отклик, который я получил, пришел из города Наволоки. Разговор шел о прошлом годе, когда еще речь не шла о сокращении более ста коек в больнице. Женщина решилась рассказать о случившемся лишь сейчас, когда стало понятно, что больным в стационар будет попасть еще сложней, чем раньше.
- В прошлом году у нас произошла трагедия, - рассказывает наволокчанка. – Моя мама была хронической больной с заболеванием почек. 6 июня мы вызывали «Скорую помощь», так как у нее не отходила моча. Но ее отказались госпитализировать, объяснив, что в стационаре ее не примут, потому что там берут только экстренных пациентов. И в больнице нет мест, а с Наволок итак много везут больных, и это видимо у них не приветствуется. Через три дня мама умерла…
И это до «оптимизации» количества коек!
В больницу не попасть!
Другой мужчина позвонил мне из деревни Луговое, он нуждается в госпитализации, но ему также отказывают.
- В районную больницу на госпитализацию буквально не попасть! – рассказывает Александр Михайлович. - Мне 67 лет, я страдаю заболеванием желудка, пищевода. Но нас жителей района в больнице не почитают, поэтому талонов для меня нет, ближайший будет только в марте. А ведь за месяц может случиться все, что угодно. Ездить лечится в дневной стационар? Как я могу себе это позволить? Ведь это надо ездить каждый день из Лугового в Кинешму в район «Дмитриевского химзавода». Ближе дневного стационара я не знаю, сельские больницы позакрывали, в Журихино, в Батманах. Сельских фельдшеров практически не осталось (об этой ситуации я писал в прошлом году в статье «Последний оплот сельской медицины» - прим.авт.). Надо понимать, что народ наш не молодеет, а медицинская помощь должна быть своевременной. В Кинешме нет большого количество врачей. Гастроэнтеролога нет, уролога нет, и много других врачей нет!
Мужчина нуждается в лечении! Получается, что его госпитализируют лишь тогда, когда это потребуется экстренно? Это разве лечение?
И, пожалуй, главную мысль выразил Александр Михайлович, это то, что жителям района тяжело, а подчас невозможно, добираться до дневного стационара! Это у нас называют доступной медициной?
Увезут только экстренных
Еще одна информация, которую подтверждают сразу два источника: читатели и работники медицины. В интересах дальнейшего разбирательства я их, как и прежде, не раскрываю.
Сотрудникам «Скорой помощи» велено госпитализировать только экстренных больных, всем остальным оказывать помощь самостоятельно. Медики уверены, что врачи с поликлиники не наездятся самостоятельно делать капельницы и инъекции на дому, и все обязанности лягут на «Скорую помощь».
Наш читатель из Кинешмы рассказывает, что уже лично столкнулся с вышеописанной ситуации.
- У меня матери 76 лет, у нее поднялось давление, - рассказывает он. – Приехала «Скорая помощь», померяли давление: 230 на 120! И не госпитализировали. Сказали, что нет мест в стационаре, и если они даже привезут туда, то ей все равно откажут.
На минувшей неделе публикация из «168 часов» оказалась в Москве. Реакция не заставила себя долго ждать. Свое мнение по ситуации высказал Николай Николаев - Руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза». Это тот человек, кто обсуждал проблемы здравоохранения с президентом России Владимиром Путиным и ставил вопросы о качестве и доступности медицины перед министром здравоохранения Вероникой Скворцовой. Теперь он обратил внимание на конкретную проблему нашего города.
- Вопросы доступности медицинской помощи и ухудшение ситуации в связи с мероприятиями по т.н. оптимизации здравоохранения активно обсуждались в ОНФ, - говорит Николай Петрович. - Этот вопрос поднимался в общественном докладе на форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину», поведенный в сентябре 2015 года. Мы видим, что некоторые регионы за эти годы много сделали для повышения качества медпомощи и здравоохранения в целом, проведена модернизация лечебно-профилактических учреждений и т.д. Но, нельзя не отметить тот факт, что доступность медицинских услуг на местах снизилась. Это, прежде всего, касается небольших городов и сел. Происходит это во многом от того, что инициативы, принимаемые в Министерстве здравоохранения не учитывают особенностей конкретных территорий. И ситуация в Кинешме является показательной. Вероятно, нормативы, вводимые на федеральном уровне, которые должны соблюдаться на местах, не удовлетворяют запросам конкретного города. В итоге снижается доступность медпомощи и, как следствие, понижается качество медицинского обслуживания. При этом механизмы, заложенные в майских указах президента, которые должны как лакмусовая бумажка показывать реальную ситуацию на местах, к сожалению, не работают. Я имею ввиду систему независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. Несмотря на то, что на федеральном уровне принимаются правильные законодательные акты, министерства разрабатывает методические рекомендации и т.д. ОНФ уже не раз указывал на то, что оценка качества работы чаще всего проводится зависимыми (бюджетными) организациями и ее результаты не влекут за собой управленческих решений.
Мы считаем, что необходимо приложить все силы к тому, чтобы заработала система, заложенная в майских указах президента. Она даст людям возможность участвовать в оценке качества работы тех или иных организаций на местах. И тогда у тех, кто обладает законодательными полномочиями появится реальная обратная связь, они смогут принимать верные управленческие решения. И только в этом случае можно быть уверенным, что ситуации, подобные сложившейся в Кинешме, перестанут повторяться.
«168 часов» продолжить следить за развитием ситуации и если качество и доступность кинешемской медицины будут падать, то мы вместе с жителями обратимся к министру здравоохранения. Тем же, кто будет пытаться замолчать очевидные проблемы на местах, надо давно принять к сведению, что нас читают и в том числе в Москве! И мы и дальше будем бороться за благополучие наших граждан и нашей Кинешмы!
Юрий Головин, журналист
P.S. Беднейшего и ужасного состояния провинциальной медицины для обычных людей уже не скрыть и не заретушировать. Прочитал я ответ многоуважаемого, пока нам малознакомого, ответственного члена ОНФ. Слов много. Обратная связь… Законодательная инициатива... А толку-то что? Кто виноват в том что люди СЕЙЧАС продолжают умирать, не получая должной медицинской помощи? Медицинские учреждения продолжают СЕЙЧАС сокращать. Местных чиновников от медицины тоже можно понять – им просто спускают сверху указание - сокращайте! И они извиваются как ужи на сковородке, пытаясь хоть как-то свести концы с концами! Так кто же виноват? Опять цены на нефть? А может быть стоит уже государству перестать бряцать дорогостоящими игрушками, а обратить внимание на чаяния и проблемы своих граждан?
Главный редактор Дмитрий Голубев.