Ничего не предвещало, но собственники земли взыскали с бывшего главы Кинешемского района Владимира Рясина всё, что только возможно. В самом начале скандала именно собственники отвели от Владимира Игоревича грозовые облака, заявив том, что варварская вырубка не повлекла никакого ущерба. Тогда в полиции так и не смогли возбудить уголовное дело. Затем эти же собственники на протяжении всего уголовного процесса не заявляли требования по возмещению упомянутого ущерба, хотя он и был вычислен до копейки. И тут вдруг, пожалуйста.

Начнём с конца
Вообще двухлетняя эпопея с вырубкой берёз на дивном берегу Волги в селе Станко завершилась 27 мая 2024 года. В это день Кинешемский суд вынес приговор в адрес бывшего главы Кинешемского района Владимира Рясина (на момент вырубки он являлся действующим главой)
Суд назначил Владимиру Игоревичу 2 года лишения свободы условно (прокуратура настаивала на 6 годах и 6 месяцах колонии). Заодно ему присудили штраф в размере 400 тысяч рублей, арест на имущество (внедорожник стоимостью 3 миллиона рублей) до погашения штрафа, а также запрет на 1 год и 6 месяцев занимать руководящие должности в органах власти (после истечения срока основного наказания).
Нерешённым остался лишь вопрос об иске по ущербу природе и государству. Этот иск написать бы с самого начала потерпевшей стороне, но она не пошла на такой шаг.
Милосердие землевладельцев
Потерпевшая сторона – это «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов». Ему принадлежат санаторий «Станко» и здешние земли.
Санаторских земель на Волге – глаз не хватит охватить. От Белой горы до острова Любви. Сам санаторий занимает лишь треть от всех территорий. До вырубки местные жители и знать не знали, что береговыми просторами уже полтора десятка лет владеют профсоюзы и санаторий.
Напомним, что загубленные 18 берёз будто бы мешали новому жильцу (главе района) смотреть на Волгу из собственного окна. А росли они на особо охраняемой территории, которая, соответственно, должна особо охраняться. Так велит закон и не важно, в чьём ведении находится тот или иной участок.
Как вы помните, сразу после вырубки профсоюзы отказались от претензий к организатору вырубки и заявили полиции, что никто никому никакого ущерба не причинил. В то время полиция была вынуждена отказать в возбуждении уголовного дела, но затем снова вернулась к расследованию и виновный предстал перед судом.
В свою очередь суд руководствовался произведённым по закону расчётом ущерба природе и государству. Этот ущерб составил более 700 тысяч рублей.
В ходе уголовного процесса потерпевшая сторона ни разу не поспорила с расчётом, но в то же время и не выступила в качестве гражданского истца по возмещению ущерба. Согласно закону у нас так – автоматом ущерб не взыскивается, а только по инициативе правомочной стороны.
Почему профсоюзы и санаторий раз за разом проявляли столь явственное милосердие, гадать не станем. Не пересказывать же многочисленные слухи о крепкой дружбе землевладельцев с экс-главой района… Дескать, эта дружба перевешивала ущерб природе и государству, а равно перспективу наказания за вырубку. Нет-нет, не будем пересказывать. Слухи есть слухи.
Неожиданно и категорично
Но даже если и была крепкая дружба, то к 2025 году она, как говорится, сплыла. В феврале 2025 года в Ивановском районном суде закончилось рассмотрение дела по иску профсоюзов к Владимиру Рясину «о возмещении ущерба, причинённого преступлением».
Мотивируя свои исковые требования, профсоюзы взяли за основу приговор по уголовному делу: «Приговором суда установлено, что Рясин Владимир Игоревич совершил незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, совершенную лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере…».
Сам Владимир Рясин возражал против иска. Даже назвал взыскание рассчитанного ущерба «неосновательным обогащением».
Кроме того, он продолжил твердить о том, что не согласен с как таковым расчётом (в Кинешемском суде заявлял, что подходящей методики вообще не существует), однако судья отклонил его доводы.
В итоге суд решил взыскать с Владимира Игоревича 782 тысяч 962 рублей. В эту сумму вошёл и ущерб от вырубки, и расходы профсоюзов на представителя, и погашение госпошлины.
22 апреля Владимир Игоревич подал жалобу на это решение, и в мае должен будет стартовать новый процесс. Но это уже другая история, которая, пожалуй, будет интересна только Владимиру Игоревичу.
К слову, приговор по уголовному делу он тоже обжаловал, но безрезультатно.