Особенности и нюансы российского франчайзинга

Отечественный бизнес в сфере франчайзинга постоянно развивается и процветает. Для справки – Россия вошла в ТОП стран по темпам развития данного сегмента. Но у явления есть обратная сторона, о которой мы поговорим далее.

Бизнес по-русски

Если посмотреть топ 100 франшиз на businessmens.ru, то можно легко понять – схема очень перспективная, люди открываются, расширяются и зарабатывают. Российская Ассоциация Франчайзинга утверждает, что РФ входит в числе мировых лидеров в рассматриваемом сегменте. Но если в Америке, где схема работает в течение столетия, есть отлаженные механизмы, в России рынок стихийный, четкие правовые нормы отсутствуют. Это приводит к вполне определенным сложностям во взаимоотношениях франчайзера с франчайзи.

Также на рынке много сомнительных предложений от недобросовестных поставщиков услуг. Они искажают понятие франчайзинга, накладывают пятно на репутацию честных брендов. У некоторых таких франчайзеров вообще нет собственной сети, или она быстро меняется. Отсутствует поддержка, зато есть высокие роялти, которые постоянно растут, в договоре много подводных камней. А неудачный выбор схемы для франчайзи приводит к одному – потере денег.

Все франчайзеры обещают максимальную рентабельность и минимальные сроки по возврату инвестиций. Но они могут не предоставлять поддержку – в таком случае риски прогореть возрастают в разы. Любые обсуждения деталей сотрудничества должны начинаться с согласования плана действий, а не выяснения вопросов по оплате. Франчайзер, если он настроен на взаимовыгодное сотрудничество, должен описать план реализации бизнеса, рассказать об обучении персонала, предоставить информацию по обратной связи. Сильный и честный франчайзер имеет достаточный опыт в построении собственной партнерской сети, понимает, как надо решать возникающие сложности, выстраивать процесс коммуникации, управлять техническими операциями. И все это он готов обсуждать с каждым потенциальным партнером.

Подводные камни: что нужно знать

Понимание нюансов работы сферы в российских условиях позволит франчайзи правильно вложить свои деньги и начать получать максимальную прибыль. Учтите, что любая типовая модель без адаптаций и деталей приводит к одному результату – реальные финансовые показатели оказываются далеки от обещанных. Поэтому, принимая решение о выборе франшизы, смотрите на привязку к локации. Сильные франчайзеры открывают собственные локации в разных регионах, имеют четкие системы для оценки, поиска. Любые непонятные, неоднозначные данные – повод отказаться от рассматриваемого предложения, искать дальше.

Согласно разным данным, в 2021 году в РФ было примерно 2.5 тыс. франшиз, и только половина из них работала на высоком уровне. Некачественные предложения обещают многое, но получают франчайзи в итоге куда меньше, чем хотели бы. Зачем мошенникам длительные схемы без перспективы? Как минимум они получают первый паушальный взнос (а он бывает немаленьким) и несколько роялти. Так что продавец остается в плюсе, чего не скажешь о покупателе.

Главный способ избежать сотрудничества с недобросовестным предпринимателем – убедиться, что тот имеет внушительный опыт работы, предоставляет полную поддержку партнерам. Помогут отзывы и прямые коммуникации с другими франчайзи.

Так покупать или нет?

Сама франшиза – перспективная бизнес-схема, поэтому российский рынок франчайзинга процветает. Ваша задача – выбрать проверенную модель и минимизировать собственные риски. А для этого наводите справки, не бойтесь уточнять информацию и не поленитесь потратить время на анализ рынка.

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет