История хрустальных изделий: От поколений красоты и мастерства

erid: 2VtzqxgR9gY

История хрусталя насчитывает не одну тысячу лет. Первые задокументированные образцы принадлежат изделиям из Месопотамии, которые были произведены примерно в 1400 году до н. э. Химический анализ показал концентрацию оксида свинца в стекольной массе в объеме около 3,66%. Умышленно применялся такой состав или нет на данный момент достоверно неизвестно.

В период с 206 – 220 год до н. э. свинец стали включать в состав стекломассы в Китае. Таким образом мастера придавали материалу схожесть с редким драгоценным камнем — нефритом.

В своем современном понимании хрусталь появился благодаря работам Антонио Нери, который написал книгу про изготовление стекла, и Джорджу Равенскрофту, который использовал полученные знания и доработал хрустальную стекломассу.

Теперь рассмотрим все знаковые события в истории хрустальной отрасли более подробно.

Как уже было сказано, фундамент заложил Антонио Нери, который в 1612 году выпустил книгу под названием «Искусство изготовления стекла». Труд был переведен на английский язык в 1662 году и вдохновил предпринимателя Джорджа Равенскрофта.

Изучая тонкости работы со стеклом в Италии, Равенскрофт вернулся в Англию, где основал первый завод по изготовлению хрустальной посуды.

Первые образцы были не совсем удачными. Они содержали множество микротрещин, что негативно сказывалось на их внешнем виде. Продолжая работать над составом, Равенскрофт с коллегами добились идеального процентного содержания плюмбума в стекле. С тех пор состав стекломассы стал состоять минимум на 30% из свинца.

Новые усовершенствованные партии отличались от экспериментальных прошлых неудачных образцов наличием печати в виде головы ворона.

Получив патент у Карла II на единоличное производство свинцового стекла в Англии, фабрика Равенскрофта вызвала ажиотаж у английской знати. После чего завоевала популярность и за рубежом.

Фабрика Равенскрофта специализировалась на производстве мисок, стаканов и специальных сосудов для традиционного британского напитка поссет. До тех пор, пока в 1679 году Равенскрофт не прекратил деятельность. Что стало причиной такого решения достоверно неизвестно. Однако, в 1683 году предприниматель скончался.

Будучи бизнесменом, а не стеклодувом, Равенскрофт создал идеальную по составу стекломассу не единолично. В этом ему помогал ряд специалистов — приглашенные итальянские мастера да Коста и Винченцо, технологи. Однако без идей, вдохновения, финансирования и связей Равенскрофта на территории Англии хрустальные мастерские появились бы, возможно, нескоро.

После кончины Равенскрофта Хоули Бишопп открыл собственный хрустальный завод. Он работал технологом у Равенскрофта и знал все нюансы их общего дела. К тому времени срок действия патента Равенскрофта истек и многие компании стали пробовать изготавливать хрусталь самостоятельно. Так, всего за 20 лет было открыто около сотни производственных цехов.

Производством хрусталя в Европе начали заниматься с начала 18 столетия. Так, широкую популярность приобрели изделия Дэвида Вольфа и Франса Гринвуда из Нидерландов.

Постепенно конкурентами англичан стали французы, норвежцы, венгры и немцы.

После массового выпуска хрустальных изделий Ирландией ряд мастеров, специализирующихся на богемском стекле, столкнулись с финансовыми трудностями.

В самой же Англии, родоначальнице свинцового стекла, в 1746 году был введен налог на вес изделий. В связи с чем мастерам приходилось придумывать как снизить вес готовой продукции. Так появились хрустальные изделия с полостями.

После отмены налога на вес в Ирландии (1780 год) многие мастерские из Лондона и Бристоля перенесли производство на ее территории. Однако возращение налога в 1825 принесло убытки производителям и привело к упадку хрустальной отрасли по Англии в целом.

Законопроект об окончательной отмене налога на вес был утвержден только в середине века.

Новый компонентный состав, отличающийся повышенной прозрачностью, был разработан американскими учеными в 1932 году.

Помимо посуды нью-йоркская фирма Corning Glass Works предложила покупателям скульптуры из хрусталя в стиле ар-деко, чем завоевала популярность.

Помимо быта хрусталь стал применяться в медицинских целях. Одним из эффектов стекла со свинцом является поглощение рентгеновского излучения. В сфере промышленности очки из рассматриваемого материала используются для защиты глаз и лица от электромагнитного воздействия.

В России одними из первых производством свинцового стекла стала заниматься династия Мальцевых.

В 1756 году был открыт стекольный завод на речке Гусь. Со временем весь поселок был задействован в производстве и получил название Гусь-Хрустальный. Изготовлением непосредственно хрусталя завод начал заниматься с 1830 года.

Преимуществом российского хрусталя Мальцевых было высокое качество и низкая цена. По оптическим показателям и прочности изделия ничем не уступали зарубежным. Но стоили на порядок дешевле импортных.

Мастера, трудившиеся на заводе, создавали поистине шедевральные орнаменты ручной работы. Которые быстро полюбились покупателями и ценились ими по достоинству.

Затем произошла революция и гражданская война. У людей появилось множество трудностей и предметы роскоши стали многим недоступными. Завод Мальцевых пришел в упадок и закрылся.

Вторую жизнь в него вдохнул Михаил Калинин. Будучи «всесоюзным старостой» он выделил бюджет на восстановление хрустальной отрасли и завод вновь заработал. Ассортимент включал как простые граненые стаканы, так и сложные композиции из разноцветного стекла. Продукция реализовывалась как в стране, так и отправлялась на экспорт.

Кризис 90-х годов снова привел к краху производства, в том числе и рассматриваемой отрасли. Так завод Мальцевых снова оказался на грани закрытия. Зарплата сотрудникам выдавалась товаром, который они реализовывали своими силами. Продавали на рынке и по вагонам поездов.

Пережив множество финансовых трудностей, Гусевской хрустальный завод работает по сей день. Его снабдили современным оборудованием и расширили продуктовые линейки. От массового производства было решено отойди и отдать предпочтение индивидуальным заказам и малотиражному изготовлению.

Семья Мальцевых владела несколькими стекольными заводами. Один из них располагался в селе Дятьково в Брянской области. Был основан в 1790 году супругой (на тот момент уже вдовой) Акима Мальцева.

При Сергее Мальцеве завод прошел модернизацию. Были установлены новые газогенераторные печи и в 1896 году начались работы по созданию цветного хрусталя. С этой целью Сергеем Мальцевым был приглашен Вацлав Риккль, специализирующийся на чешском стекле.

Во времена СССР завод снова был улучшен за счет государственного бюджета, благодаря чему высококачественные изделия стали украшать Дворец правительства на Кубе, Музей Ковра в Азербайджане, Третьяковскую галерею и зал заседаний «Президент-отеля». Также заводом были произведены награды для известнейших соревнований — «конек», «боксерская перчатка», «пеликан», «Богиня медицины» и др.

Приемником ДХЗ в 2017 году стала компания Avdeev Crystal. Для посетителей завода в 2019 году были установлены специальные смотровые площадки, где каждый может наблюдать за превращением стекломассы в произведения искусства.

Технология производства была сохранена и модернизирована. Каждое изделие производится вручную и по-своему уникально. На предприятии работают потомки мастеров ДХЗ. Благодаря чему органично сочетаются наработки прошлого и современные тенденции.

В Древней Греции хрусталем назывался кварц. Из него изготавливали линзы для розжига, украшения, печати, кубки, шары для охлаждения и многое другое. Внешне минерал напоминает замерший лед, в связи с чем и получил название «христалл».

Если вместо свинца в стекломассу добавить барий, то получится бариевый хрусталь. Он обладает практически теми же оптическими свойствами, что и свинцовый. Но имеет меньший вес.

Цветной богемский хрусталь производится без добавления в стекломассу свинца и бария. Вместо этого в нем присутствует калий, цинк и кальций. Несмотря на потенциально меньший риск для организма (споры на этот счет еще ведутся), такой состав уступает классическому по оптическим свойствам и не издает такого мелодичного звука.

Мода циклична. И после некоторого охлаждения к хрустальному промыслу он снова становится актуальным.

Дизайнеры со всего мира дают «вторую жизнь» бабушкиным сервизам, используя его в различных композициях, создавая сложный и продуманный декор.

Так, современная хрустальная посуда применяется для подачи изысканных напитков и необычных блюд в именитых ресторанах. Как отмечает бренд-шеф Евгений Кузнецов, — «хрусталь становится частью эмоционального сервиса».

Ведь действительно, подача в хрустальной посуде делает трапезу атмосферной, роскошной, создает праздничное настроение. Посещение заведения с такой элегантной подачей навсегда запоминается и побуждает желание повторить.

Востребованными стали и хрустальные люстры. Их можно встретить не только в общественных местах, посвященных искусству, но и в частных домах сограждан. Широкий ассортимент позволяет подобрать люстру абсолютно для любого стиля интерьера.

Не обошла мода стороной и хрустальные вазы. Прозрачные и с оттенком, классические и современные, с художественной гравировкой и с прямыми линиями, — они идеально подходят для украшения обеденного стола, рабочих поверхностей и пола.

Реклама. ООО «3хВэБ» ИНН 5321134100

Комментарии
Комментариев пока нет