Похоже, что при достижении лимита льготного проезда, льготник теперь должен покупать билет за полную стоимость и за живые деньги.
В автобусах начались скандалы. У людей на социальных картах заканчивается лимит льготных оплат, люди дают свои карты кондукторам, чтобы расплатиться по полной стоимости, но последние говорят: теперь берем только наличные.
— У меня на карте вышел льготный лимит, но собственных денег осталось более тысячи, — рассказывает кинешемец Юрий Скоморохов. — Еду вчера (29 сентября – прим. ред.) на «четверке», даю карту, а кондуктор возвращает ее и требует наличные. Я сказал, что имею право оплатить полную стоимость проезда по той же карте. Это всем известно. Когда такой порядок был введен, начальник соцзащиты Нина Гущина выступала перед ветеранскими организациями и объясняла, что порядок именно такой, а социальная карта у нас накопительная. Но в автобусе меня и слушать не захотели. Дошло до ругани. В итоге я расплатился по карте, а другой пенсионер, севший после меня, выложил 18 рублей.
Как же так? В начале августа сразу три департамента (транспорта, социальной защиты и информатизации) сделали официальные публикации, где говорилось: «…изменения дают гражданам возможность оплатить проезд с помощью карты по 100% тарифа (если на карте остались деньги, но истрачен объем денежных средств на льготный проезд)».
Дело в том, что с 9 августа субсидии, предоставляемые перевозчикам были ограничены конкретной суммой и, следовательно, ограничилось количество льготных поездок. Тогда же региональное правительство дало для граждан официальное пояснение про возможность оплаты с социальных карт 100% тарифа, если лимит закончился, а собственные средства на картах остались.
— Никакие другие распоряжения от правительства касательно иного использования социальных карт к нам по настоящее время не поступали, — говорит Эльвира Молозина, временно исполняющая обязанности руководителя местного управления соцзащиты.
А что говорят сами перевозчики?
— Приблизительно, 2 недели назад на собрании перевозчиков было решено отойти от существующего порядка, потому что при нем мы вынуждены платить банку 3% процента от каждой поездки (60 копеек – прим. ред.) и тем самым несем убытки, — делится Наталья Никитенко, представитель индивидуального предпринимателя Никитенко А.А. – Нет никакого закона, никаких подзаконных актов, которые бы позволяли гражданам, у которых истек на картах льготный лимит, расплачиваться этими же картами. После превышения лимита, льготоплучатель становится обычным пассажиром. Ведь не может же любой другой гражданин войти в автобус и сказать, что у него нет при себе наличных и он расплатится банковской картой. Наши терминалы рассчитаны как раз на взимание средств за льготный проезд.
Вот и начальник отдела транспорта и связи администрации Кинешмы Александр Яковлев не нашел в нормативной базе того, что позволяло бы существовать порядку, заявленному областным правительством.
— Положение о социальной карте предусматривает, что если карта не обеспечивает социальный дисконт (скидку – прим. ред.), то она не может использоваться в качестве платежного средства, — говорит Александр Николаевич.
А что говорят в Иванове? Начальник управления организации перевозок и транспортного обслуживания областного департамента транспорта Иван Звигунов поясняет:
— Эта ситуация оказалась для нас «приятной» неожиданностью и предпосылок к ней не было. Сейчас мы активно выясняем причины случившегося. Так что пока без комментариев.
Получается, что три департамента и в первую очередь ответственный за карты департамент информатизации попросту дезинформировали граждан в августе? Или там сами толком не разобрались, как должен осуществляться проезд по социальным картам? Так или иначе, а ни в чем не виноватые льготники столкнулись лбами с перевозчиками.