Потребительские права в цифровую эпоху

15 марта будет отмечаться Всемирный день защиты прав потребителей, который в этом году пройдет под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху».

В настоящее время растет количество потребителей, приобретающих товары и услуги посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Индустрия «электронной коммерции» развивается динамично и набирает популярность. Преимущества дистанционной торговли «через Интернет» заключаются в следующем: во-первых — это удобно, во-вторых — быстро, в-третьих — чаще дешевле, чем в обычных магазинах. Но, по мере того как растет спрос на виртуальную торговлю, так всё больше возникает реальных проблем, связанных с неполучением товаров, покупкой некачественных товаров, защитой персональной информации и так далее. Поэтому осведомленность потребителей в этой области, возможно, позволит избежать подобных проблем и повысить доверие к данному виду торговли.
С точки зрения законодательной практики отношения по приобретению товаров и услуг дистанционным способом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 года № 612.
Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»: «продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
На что следует обратить внимание, приобретая товар или услугу дистанционным способом? Сначала необходимо проверить полное фирменное наименование юридического лица, местонахождение (адрес) юридического лица, сколько лет работает Интернет-магазин. На сайте магазина должны полностью указываться реквизиты, а также место, где покупатели могут оставлять комментарии или претензии, то есть гостевая книга или форум. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункт 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей). Лучше всего, если предлагают оплатить товар через банк безналичным расчетом или курьеру наличным расчетом. Если Интернет магазин торгует по безналу, то это может означать, что фирма зарегистрирована и имеет счет в банке. При доставке товара курьер должен предоставить документ, что товар оплачен и гарантийный талон. Инструкция пользователя должна быть на русском языке.
Права покупателя, приобретающего товар или услугу дистанционным способом, изложены в статье 26.1 Закона о защите прав потребителей:
— Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. 
— В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
— При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. 
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать (статья 18 Закона о защите прав потребителей):
— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— соразмерного уменьшения покупной цены.
Покупатель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар, при этом возвратив товар с недостатками. При этом денежная сумма может быть возвращена: почтовым переводом, перечислением соответствующей суммы на банковский счет или наличными средствами. 
Если у вас возникли какие-либо вопросы или были затронуты ваши права как потребителя, то вы можете обратиться в консультационный пункт для потребителей по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Спортивная, дом 16-А, здание Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах», третий этаж, кабинет № 19. 
Телефон 8(49331)5-92-47, электронный адрес: conspunct-37@mail.ru, smk.ilc.kineshma@mail.ru.
Комментарии
Комментариев пока нет