Даже 100 лет назад в Кинешме ломали голову, на какой шиш ловить собак

Да, друзья, Кинешма и 100 лет назад была той Кинешмой, которой мы знаем её и сейчас. И дело не в архитектуре, а в привычках и нравах. В том числе, относительно отлова бездомных собак.
Последний раз «168 часов» поднимали тему отлова собак в конце мая. Поводом к тому разговору стал инцидент, когда 7-летнего ребёнка покусал здоровый, как телёнок, бездомный пёс. У ребёнка оказалась сложная форма аллергии и поэтому врачи не стали вакцинировать его от возможного бешенства. И поэтому же возникла экстренная необходимость, поймать кусачего пса, чтобы исследовать его на заразность. 
Каково же было потрясение матери ребёнка, когда она узнала, что кинешемские коммунальщики формально приняли от неё заявление на отлов, но в то же время не стали ничего обещать. Лови, мать, сама.
А всё потому, что в текущем году коммунальщики дважды заключали договоры с приютом «Добрый дом», а третьего договора не заключили. И денег уже не осталось, и руководитель приюта Алёна Шибанова зареклась иметь с кинешемцами дело. Её допекли упрёками, не отряхивая при этом с собственных лиц пух.
При всём при том Алёна отловила того пса, взялась наблюдать за ним и возить на обследования к ветеринару. Просто она понимает, что людям в безвыходных ситуациях надо помогать. Спустя несколько дней УГХ прислало-таки ей на подписание контракт об отлове, но Алёна отмахнулась от этого контракта, потому что на нём стояло заднее число. «Дорога ложка к обеду», — подумала Алёна.
А не далее как 6 июня она вновь приехала в Кинешму  — ей позвонили из МЧС и рассказали про найденного пса с  почти оторванным хвостом. Израненный пёс занял оборону рядом с частным домом, в котором живут маленькие дети. 
А вечером 10 июня Алёне вновь позвонили из МЧС и вновь попросили поймать в «Сокольниках» бродячую сучку, которая покусала двоих детей. Одного увезли в травмпункт зашивать. Однако на этот раз Алёна отказала спасателям. Потому что ей уже претит работать на фоне безразличия чиновников. 
Но ничто не ново под луной. «168 часов» задались целью узнать, как в Кинешме обстояли дела с содержанием и отловом собак 100 лет назад, и, как нам видится, мы справились с этой задачей. Раздобыли «Ветеринарный отчётъ за 1914 годъ».
Главной причиной разговора о собаках  в отчёте послужило распространение в Кинешемском уезде бешенства. Ветеринары отмечали, что «какъ и въ прежнiе годы бешенство наиболее распространено въ Кинешемскомъ участке, а именно въ Кинешме съ слободами и фабричныхъ районахъ».
Отдельно выделяли тогда район фабрики «Томна».
«Уронъ сельскохозяйственныхъ животныхъ отъ бешенства небольшой: въ отчётномъ году пало 2 лошади и 2 коровы и убито 12 собакъ; гораздо больше страдаютъ от бешенства люди, подвергаясь укусамъ бешеныхъ и подозреваемыхъ въ бешенстве собакъ. Въ отчётном году было отправлено в Москву для антирабическихъ прививокъ 42 человека (въ 1913 году было отправлено 43, а въ 1912 году – 59 человекъ».
Далее шла речь о предписанных для населения Кинешмы мерах по профилактике распространения болезни. Подозреваемых в бешенстве кошек надлежало держать в железных клетках полгода, а собак на привязи – 3 месяца. «Все владельческiя собаки регистрируются… Но постоянного надзора за выполнениемъ указанныхъ мероприятий обычно не бываетъ и населенiе ихъ или вовсе не выполняетъ, или выполняетъ лишь отчасти».
Как знакомо, правда? Наплевательство, как со стороны властей, так и со стороны простых жителей.
«Въ целяхъ побудить населенiе къ выпоненiю ветеринарно-санитарныхъ предписанiй, а также уменьшить количество бродячихъ собакъ, Кинешемское Земство организовало на свои средства отрядъ ловцовъ для ловли и уничтоженiя въ неблагополучномъ районе собакъ, находящихся не на привязи. Въ теченiи пяти месяцев въ Кинешме было уничтожено 200 собакъ».
200, друзья! За 5 месяцев. Если кто помнит, то за весь 2021 год Кинешма изыскала денег на отлов только 23 собак. При этом надо знать, что в 1914 году население города составляло 9 с небольшим тысяч человек. Накругло в 10 раз меньше, чем ныне. А собак ловили в 20 раз больше.
А теперь представим, что кто-нибудь из кинешемцев того времени угодил во временной портал и переместился бы в наши дни. А потом вернулся бы и на вопрос современников, удалось ли через 100 лет решить проблему с бродячими собаками, ответил бы: «Не поверите, но там ещё хуже, чем при нас».
Примечательно, что, как и сейчас, в 1914 году местные власти пеняли на губернскую власть. «Хотя борьба съ заразными болезнями лежитъ на обязанности Губернскаго Земства, но въ данномъ случае оно отказало в пособiи Уездному Земству на разъезды ловцовъ собакъ, находя эту меру сомнительнымъ по своему значению опытомъ».
Вместе с тем, заметьте, не получая от губернии денег, кинешемские власти продолжали делать собственную работу. Нынешним поучиться. 
 

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет