Сегодня система образования декларирует свободное развитие личности. В основе образовательного процесса лежат навыки получать информацию, обрабатывать её и делать выводы. Подход в корне отличается от классического образования прошлого века.
В преддверии Дня учителя говорим с учителями о положении дел в современной школе. Наши собеседники директор средней школы села Ёлнать Елена Александровна Морева и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Александра Геннадьевна Кокотова. Первый вопрос для знакомства.
— В чём заветная мечта учителя?
Е.А.: Чтобы из ребёнка вырос достойный, трудолюбивый и ответственный гражданин. Думаю, это заветная мечта каждого учителя. Мы создаём в школе условия, чтобы ребёнку было комфортно обучаться. В современном образовании в центре стоит человек.
— Насколько ученики готовы к выходу во взрослый мир?
А.Г.: Насколько у них привита привычка к самообразованию – настолько они и готовы.
Е.А.: Тем, кто умеет ставить перед собой чёткие цели и анализировать ошибки, преодолевать жизненные трудности будет легче, чем тем, кто ждёт инструкций и указаний сверху. Требования к ученикам повышаются каждый год. Всё труднее становится сдать экзамены. Мы же видим, как меняется мир, жизнь шагает вперёд семимильными шагами.
А.Г.: Я детям привожу пример: вы удачно устроились продавать мобильные телефоны – а через год вас уволили. Почему? За год вы не прошли ни одного курса, не повысили уровень знаний. К концу обучения у ученика должна выработаться привычка к самообразованию.
— Совсем не похоже на советскую школу…
А.Г.: Конечно. Отличается в корне. Раньше была классическая школа. Сейчас мы не закладываем знания – мы пытаемся научить детей учиться. Знания, которые будут заложены сейчас, через некоторое время устареют. Ориентироваться мгновенно, ставить задачу, видеть этапы решения, анализировать неудачи – это проектное мышление, необходимое для самообразования.
Е.А.: Алгоритм классической школы какой: я рассказываю тебе, как это сделать – мы делаем это вдвоём – теперь по образцу делаешь ты. Алгоритм современной школы: учитель очерчивает проблему, а ученики самостоятельно с помощью интернета и книг собирают информацию, обрабатывают, проверяют, компонуют и делают вывод. Наставник только корректирует процесс.
— Программа не перегружена?
Е.А.: Нет. Есть такой документ «Образовательный стандарт», в котором расписаны требования к результатам освоения программы по всем предметам. Три стандарта: начальная, основная и средняя и школа. А вот объём, глубину знаний, определяет школа совместно с родителями. 30% учебного плана формирует сама школа, но перегрузки нет. В 10 классе каждый ученик составляет свой учебный план, исходя из того, какой вуз он выбрал для поступления. Вот уже третий год мы практикуем индивидуальное расписание в 10-11 классе. А со следующего года будет «углублёнка» в среднем звене, с 5 по 9 класс. Ведь, неприемлемо, когда в 9 классе начинаются метания, какие предметы заказать. Определяться нужно намного раньше. И уж совсем никуда не годится подход: вот сейчас мы 11 классов закончим, а потом будем думать, куда поступать, исходя из результатов экзаменов – в итоге такой ребёнок никуда не поступит.
— Каково место семьи?
Е.А.: Тандем: школа, родители, ребёнок – никто не отменял. Но сейчас поведение родителей поменялось. Родители стали отдаляться от детей. «Мне некогда заниматься ребёнком, потому что я работаю или у меня очень много домашних дел» – так не редко заявляют мамы. Раньше такое было немыслимо. Ведь, если правдиво посмотреть, то ситуация: мама в телефоне, папа в стрелялках, ребёнок сам по себе – типичный вечер в семье. Но детей они теряют.
А.Г.: От безразличия в ребёнке рождается вседозволенность: что бы ни делал, лишь бы не мешал. Школа без семьи ничего сделать не может. Но некоторые так и говорят: «я вам «сдала» ребёнка – выдайте результат». Такие вещи как стыд, совесть, честь, ответственность, долг, взаимоуважение – заложить в ребёнка в школе без помощи родителей невозможно. Но это и есть основа социализации ребёнка в обществе. Например. Разбил окно – отец с провинившимся сыном пришли и вставили вместе новое стекло. Или девочка позавидовала и украла какую-то вещь – с мамой вдвоём пошли в семью пострадавшей и от сердца загладили вину. А если отчитывать учеников в школе за провинности, при этом дома у него «мама в телефоне, а папа в стрелялках» – никакого результата не будет.
— Через 10 лет уже не останется педагогов старой школы. Катастрофично?
Е.А.: Молодых преподавателей крайне не хватает. И в городе, и на селе. Средний возраст нашего коллектива 55 лет. И такая обстановка повсеместно. Учителя бегут. Когда началась дистанционка – побежали ещё сильнее.
А.Г.: Но кто ушёл – тот уже никогда не вернётся в школу, где угодно работать покажется намного легче, чем в школе. Студенты педвузов, побывав на 3-4 курсе на практике в школе, очень редко возвращаются сюда преподавать. Пойдут в продавцы, в администраторы гостиницы, в банковские служащие – куда угодно только не в школу. Работать очень сложно: сплошные отчёты, но денег нет и зарплаты мизерные.
— В заключение разговора краткий итог: что хорошо, что плохо?
Е.А.: Хорошо, что школа перестала быть классической. Учебный процесс идёт в ногу со временем, а ученики не существуют отдельно от жизни. Плохо, что школу завалили бесконечными проверками и отчётами. Валом сыплются конкурсы, фестивали, акции – и всё в рабочее время, когда идут уроки. Доходит до того, что нам некогда учить детей – мы снабжаем чиновников бумагами, обслуживаем легион случайных структур. Наверху, видимо, забывают, что дети в школе хотят учиться. Для этого они и приходят в школу.
А.Г.: Губительная практика – издают законы, а денег под них не дают. Простой случай. Вышел закон, что на школе должен висеть флаг. Но денег-то под него не дали. Ещё не успел закон вступить в силу – уже прокуратура приехала проверять. Елена Александровна поехала, из своего кошелька купила этот флаг. И так во всём.
Е.А.: А ещё у нас плохие дороги. Подвозим в нашу школу 70 детей из Ильинского, Костяево, Ванькова, Дорков… Автобусы дали новые – но они скоро превратятся в хлам, развалятся, потому что дороги не ремонтируется уже несколько лет.
А.Г.: Ещё такой момент. К сожалению, становится практикой, для решения периодически возникающих социальных проблем – сразу предлагать ввести в школе новый предмет. Иногда доходит до абсурда. Например, вводится «Родной язык» наряду с «Русским языком». Это оправдано в регионах, где наряду с русским существует свой национальный язык. Но в российской глубинке-то зачем?
Е.А.: Действительно, школу «дёргают» по всем проблемам. И чаще, где не надо. Но мы относимся к этому спокойно: мода пройдёт, а школа останется.