Завершился первый Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце».
С 12 по 21 апреля в Кинешме проходил первый фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце», который был приурочен к 190-летию великого драматурга Александра Николаевича Островского. Поучаствовать в нем съехались десять известных театров России и зарубежья. Директором и главным идеологом фестиваля выступила Наталья Викторовна Суркова, руководитель кинешемского драмтеатра имени А.Н.Островского.
— Русская классическая драматургия имеет несколько составляющих, — рассказывает Сергей Диев, драматург, поэт, председатель жюри фестиваля «Горячее сердце». – Первая основа – это русская земля, а Кинешма является Родиной русской народности, здесь более тысячи лет назад соединились абсолютно мирным путем исконные жители меря и славяне. Кинешма сохранила свое название на языке меря. Поэтому я считаю, что фестиваль русской классической драматургии должен проходить здесь. Сейчас настало то время, когда классику нужно защищать и сохранять, потому что нередко ее коверкают и искажают. А классика Островского хороша тем, что она хранит в себе настоящий русский язык, и его нужно сохранить.
Классика, как она есть
Открывал фестиваль Кинешемский драматический театр им.А.Н.Островского с пьесой драматурга «Последняя жертва». Публика приняла спектакль на ура, особо отметив игру актеров и декорации. Фееричным было начало, когда на сцену падали листья, а затем денежные купюры.
— На мой взгляд, кинешемский театр очень хорошо, чисто и красиво показал пьесу Островского, — считает Сергей Владимирович. – Хороший художник и постановка. Театр выступил достойно.
Вторым выступал Русский драматический театр республики Башкортостан (г.Уфа) с постановкой «Осенняя скука» по пьесе Николая Некрасова. Спектакль шел всего час и без антракта, но за это время зрителям показали довольно необычное для классики действо, в котором по сцене метались актеры, в костюмах-лохмотьях и простынях.
— На мой взгляд, здесь сильно сгущены отрицательные мотивы российской жизни, — считает Сергей Диев. – На самом деле они всем известны, и я думаю, что подчеркивать их так не стоило. Лучше показывать, не как плохо жить, а как надо жить. Это главная задача театра. Но постановка очень сильная.
Московский академический театр имени Маяковского показал кинешемцам пьесу Островского «Не все коту масленица», именно ею 115 лет назад открывали наш драматический театр. Актеры выступили блестяще, а зал поочередно взрывался аплодисментами и смехом.
— Выступление театра не требует комментариев, — говорит председатель жюри. — Замечательная академическая постановка.
Нижегородский государственный академический театр драмы показал «Вассу» Максима Горького. Они выделились замечательным ансамблем актеров, которым удалось передать весь трагизм семейной драмы.
— Они прекрасно показали свой коллектив артистов, свою режиссуру, — говорит Сергей Владимирович. — Зрители прекрасно принимали спектакль.
Новгородский академический театр драмы им. Ф.М.Достоевского показал «Гранатовый браслет».
— Это было несколько иллюстративно, но ценность этого спектакля в том, что Куприн крайне редко ставится на сцене, — говорит Сергей Диев. — И уже это одно является ценностью. Хотя мягко говоря постановка не самая лучшая.
Государственный ордена «Знак почета» Русский драматический театр г.Чебоксары (Чувашия) показал «Анну Каренину» Льва Толстого. Важно, что на данном спектакле было много подрастающего поколения, для которых данное произведение ассоциируется лишь с тем, что некая женщина бросилась под поезд. Здесь же молодой зритель мог прочувствовать причину и понять предысторию. Широкий отклик в сердцах кинешемцев нашел образ главных героев: Алексей Каренин (Заслуженный артист Чувашской Республики Вадим Валов) — обманутый муж, который, несмотря на измену, продолжает вести себя достойно по отношению к жене Анне Карениной (актриса Екатерина Мальцева), запутавшейся в своих чувствах. Порыв чувств и страстей завершился блистательным эффектом. Все знали, что в конце будет поезд, но чтобы так внезапно… Центральная декорация распахнулась и на сцену в огнях и дыму выехал поезд, который заставил отшатнуться назад зрителей первого ряда. Браво!
— Это больше сцены из романа Толстого, — считает председатель жюри. — И он достаточно иллюстративный. Они показывают на фоне рукописи автора какие-то сцены из «Анны Карениной». Но для зрителя это было очень интересно. Спектакль красивый, костюмы хорошие, все герои узнаются. Зрителям, смотревшим фильмы по роману, было интересно сравнить с данной постановкой. И они сыграли достойно, и кинешемцы спектакль приняли хорошо.
Дзержинский театр драмы показал «Грозу» Островского. Несмотря на то что спектакль анонсировался как несколько иной взгляд на произведение, он получился, пожалуй, наиболее приближен к смыслу пьесы Александра Николаевича. Тем не менее были в нем свои особенности. Например, эротическая сцена при встрече Катерины с Борисом.
— Спектакль хороший, интересный, но немного мрачноватый, — считает Сергей Диев. — Но на мой взгляд в этом виноват, как это парадоксально ни звучит, Добролюбов, который написал про «луч света в темном царстве». На самом деле достаточно прочитать пьесу «Гроза», чтобы понять, что там нет никакого темного царства. Там все прекрасно, замечательная природа: Волга, все цветет, птицы поют. На фоне этой красоты разворачиваются драматические события. Здесь сделан важный акцент — Катерина боится, что ее убьет молнией во время грозы, в тот момент, когда она еще не искупила свои грехи. Это главная мысль, которую сумел показать театр.
Несколько в другом формате выступил Тольяттинский молодежный театр. Показ пьесы «Свадьба» А.П.Чехова прошел в фойе драмтеатра.
— Спектакль был вроде капустника, когда и зрители как бы в этом участвуют, — говорит Сергей Владимирович. — Очень бойко, с задором, по-молодежному. Было весело. Чехов своим произведением подчеркнул беспардонность и бессмысленность происходящего. Здесь, пожалуй, это было отражено.
Калмыцкий государственный драматический театр имени Баатра Басангова проделал длинный путь до Кинешмы — 1600 километров на необустроенном «Пазике».
— Островский и Калмыкия — довольно странное отношение, — сказал Борис Манджиев, художественный руководитель. — Но как только мы узнали о фестивале, то сразу же захотели в нем поучаствовать. И нам он очень понравился, за это спасибо организаторам и зрителям. Мы видим, как жители любят свой город, в котором каждый уголок дышит Островским. После посещения Щелыкова мы до сих пор удивлены. Когда он писал пьесы? Это мы калмыки, вокруг кибитки тень искали и пьесы написали. А у вас он и хозяйство разводил, и в мировых судах участвовал. Молодец мужик! Мы с коллегами обсуждали фестиваль и пришли к выводу, что Кинешма — единственный город, который имеет право сохранить фестиваль Островского. Я думаю, что он должен превратиться в русский Авиньон. Чтобы спектакли ставили не только в театре, а везде: на бульваре в беседках, в усадьбе Щелыково, везде. Дай Бог фестивалю белой дороги. А мы постараемся впервые сыграть на родном языке пьесу Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Действительно все постановки данного театра идут на калмыцком, так как он национальный.
— Это фейерверк проникновения современных артистов в мир Островского, это чудесный модерн, — говорит Сергей Диев. — Они правильно сделали, что использовали оригинальные костюмы. И я поймал себя на мысли, что не заметил, как попал в эту атмосферу. Восхитительная хореография, замечательная музыка, хорошие мизансцены. Калмыки показали эталон отношения к русскому языку. Они филигранно использовали язык Александра Николаевича и честь им и хвала за это.
Гости из Литвы
Вне конкурса на кинешемской сцене выступил Русский драматический театр Литвы под руководством Йонаса Вайткуса. Литовцы показали спектакль «Сволочная любовь» по мотивам повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», рассказывающей о нелегких взаимоотношениях бабушки и внука.
— Я слышал, что у вас в России запрещена нецензурная брань, — сказал перед спектаклем Йонас Вайткус. — Но театр — это живое существо и я думаю, он имеет право пользоваться всеми инструментами воздействия. Вы представьте, что у хирурга отнять скальпель, иглу или пилу, запрещали бы ему делать больно. И я думаю, что советники по культуре попросят немного изменить этот приказ и сказали бы, чтобы думающий живой театр мог пользоваться всеми инструментами. И мы сегодня немного выругаемся. Извините нас, пожалуйста.
Нецензурная брань действительно была в спектакле, но она настолько органично вписалась в него, что никто особо не придал этому значения, и уж тем более не нашлось ханжей, покинувших зал. Напротив, зал аплодировал стоя.
Начало спектакля вызывало у зрителей смех и улыбки. Потерянные тапочки, прожженные колготки, истошные крики старой женщины: «Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!» создавали ощущение комедии. Однако к концу спектакля зал не смеялся, а плакал. Ни у кого не возникало сомнения, что за чрезмерной заботой, криками и руганью скрывается любовь бабушки к внуку. «Сволочная», но любовь. Зритель был восхищен спектаклем — бурные овации и слезы на щеках кинешемцев тому подтверждение.
— Спектакль очень сильный, — говорит Сергей Диев. — Они скупыми стенографическими средствами показали драму современной русской жизни.
Горячее сердце России
Пустеет театр на Волге.
Льды уходят вдаль.
И Кинешма грустит,
апрель свой вспоминая.
Из разных стран собрал артистов фестиваль,
От русской классики всем сердце занимая!
О, Русская земля,
живи и славься здесь,
Храня язык, и красоту,
и честь!
Сергей Диев, поэт, драматург
Фестиваль-праздник
Жюри фестиваля поощрили практически все театры. Приз «Надежда театра» вручены Андрею Хитрину, за роль Желткова в спектакле «Гранатовый браслет» и Екатерине Максименко за роль Катерины в «Грозе». Заслуженному артисту России Олегу Рябцову за роль Фрола Федуловича Прибыткова в пьесе «Последняя жертва» вручен приз «Лучшая роль второго плана». За музыкальное оформление спектакля «Анна Каренина» награжден чебоксарский театр.
За лучшие костюмы награждена Светлана Рарий, художник-постановщик Кинешемского драмтеатра им.Островского.
Молодежный театр г.Тольятти награжден за актуализацию классики. Калмыцкий государственный драматический театр имени Баатра Басангова награжден за яркое современное прочтение русской классики.
Спектакль «Васса» нижегородского театра драмы удостоился награды за лучший актерский ансамбль.
Лучшим признан спектакль «Не все коту масленица» Московского академического театра имени Маяковского.
После награждения участников фестиваля состоялся спектакль «День на день не приходится» поставленный Малым Театром (г.Москва).
Долгой жизни фестивалю
Подводя итог первого международного фестиваля «Горячее сердце», можно с уверенностью сказать, что он удался. Зрительный зал был полон, на некоторые спектакли приходилось ставить приставные стулья и скамейки, дабы уместить всех желающих прикоснуться к искусству. Пожалуй, «Горячее сердце» может стать главным культурным событием этого года и можно пожалеть лишь о том, что данный фестиваль будут проводить раз в два года, а не ежегодно.
— Организация фестиваля блестящая! — считает Сергей Диев, председатель жюри. — Это был международный фестиваль с массой коллективов со всех уголков России и даже из зарубежья. Всех этих гостей сумели разместить в маленьком городе Кинешме. Прежде всего за все это нужно благодарить директора фестиваля Наталью Викторовну Суркову. Это ее идея и инициатива. Она фанатик своего дела, и она отдается ему целиком.
По мнению членов жюри фестиваль «Горячее сердце» мог бы получить второе название «Русский Авиньон». По названию городка во Франции, где проходит крупнейший театральный фестиваль. Там спектакли идут не только в театрах, а на множестве других площадок вплоть да улицы.
— Кинешма и Авиньон — по-сути одинаковые города, — говорит Сергей Владимирович. — У них много похожего. И сделать из вашего города «Русский Авиньон» замечательная идея.
Все театральные деятели, присутствовавшие на фестивале, намерены ходатайствовать перед Министерством Культуры РФ о поддержке «Горячего сердца». Планируется, что фильм о данном мероприятии покажут в общественной палате и Госдуме.