Режиссёр Наталья Николаева: я за любой кипиш!

«Своё счастье я собирал по крупицам» — Леонид Хейфец, народный артист РФ, советский и российский театральный режиссёр и педагог.

Наталья Николаева, главный режиссёр Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского

Наталья Николаева, Главный режиссёр Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского.

Удивительно, как складываются судьбы людей. Порой одно волевое решение в юности определяет всю дальнейшую жизнь. Путь, выбранный в гармонии со своим сердцем, выводит на дорогу, хоть и с буераками, но ведущую к настоящему счастью. И как опасно лететь по «платке» из пункта А в пункт В, рискуя в итоге оказаться в сером лагере людей, потерявших себя и так и не нашедших своего места в мире.

Наталья Николаева сравнительно молодой режиссёр, в профессии с 2008 года, но уже имеет порядка 25 постановок. Три года работала в кино-индустрии. Родом из Рыбинска. В Кинешемском драмтеатре работает несколько лет, с 2021 года как Главный режиссёр. В этом театральном сезоне 2022/2023 сделала три премьеры: «На бойком месте» по Островскому, современная военная драма «Не покидай меня» и юбилейный концерт «Нам 125!».

— Как прошёл сезон? Что самое важное?

— Плодотворно. Самое важное, конечно, премьера «На бойком месте». Удалось даже свозить этот спектакль в Питер. Весь коллектив волновался, но питерская публика, как и кинешемская, приняла спектакль с восторгом! На последнем «Горячем сердце» мы получили диплом лауреата «Лучший актёрский ансамбль». Для режиссёра спектакля это очень высокая и значимая оценка его работы. Потому что его величество актёр – главный инструмент режиссёра. Но в целом, эта работа – радость и победа всего нашего дружного коллектива!

— Как-то в беседе вы обронили, что профессионально занимались музыкой. Это семейное?

— Да. Дед мой, Григорий Кузьмин, тромбонист, вернувшись домой после войны, организовал музыкальную школу на Полиграфе – это такой район в Рыбинске, где мы жили. Школа действует до сих пор. Ещё дед организовал из своих учеников духовой оркестр, который затем стал частью известного на весь Советский Союз Джазового оркестра имени Аркадия Шацкого. Мама преподавала в первой музыкальной школе имени Чайковского, лучшей в Рыбинске, по классу фортепиано. Я занималась там же фортепиано и классической гитарой. 

— В семье разделяли ваше увлечение театром?

— Коротко говоря, нет. Мама ожидала, что я стану преподавателем классической гитары, но музыкальное училище в Ярославле я бросила через два года. Тогда мама заставила меня перевестись в Ярославское училище культуры по классу эстрадного фортепиано. Что я и сделала. Быстренько его закончила, приехала, отдала ей диплом и вернулась обратно в Ярославль поступать в Театральный институт! Кстати, папа вообще хотел, чтобы я на Авиационном заводе работала. А брат почему-то решил, что я должна стать врачом. А я заболела театром, ещё учась в школе. Заниматься нужно тем, что нравится. Хотя, быстрого успеха не бывает, и все цели не достигнешь, но нужно всегда оставаться с собой в ладах. Это я поняла тогда совершенно ясно.

— Мысль не мальчика, но мужа. Необыкновенно для молодой девушки. Мама у вас волевая?

— Да. Но, поймите, тогда ещё, слава Богу, влияла на нас идеология Советского Союза, и понятие совесть присутствовало так же, как и уважение к родителям – слово родителей было законом для нас.

— И что дальше?

— Поступила в Ярославский театральный институт на актёрский факультет. Не с первой попытки. Поступала несколько раз. Закончила и уехала в Шадринск на Урал. Хотела на Сахалин, но меня отговорили. В Шадринске директор пообещал мне шесть главных ролей. И я их от него получила, хотя и не без боя. О том времени остались самые тёплые воспоминания. Там мои друзья. Но через год я приняла решение двигаться дальше и поступила на службу в Московский областной театр города Ногинск, где отработала почти семь лет.

— Говорят, что режиссёр – это не профессия, а образ жизни. Кроме того, это образ мышления, склад характера, способность к волевым решениям, например. В принципе, всё, что вы рассказали, уже объясняет, почему вы оказались в режиссуре. И всё-таки – как?

— Действительно, мне сразу многие говорили: мозг у тебя больше режиссёрский, чем актёрский. Изначально, ещё в музыкальной школе, я вообще хотела стать дирижёром. Тогда не сложилось, мама не хотела отпускать меня в Москву, боялась, времена были лихие, 90-е… 

— А скульптором не думали быть?

— Нет, у меня тётя скульптор, Югова Елена Борисовна, член Союза художников России.

— Понятно. Уже не удивляюсь… Вернёмся к режиссуре.

— В один прекрасный момент я поняла, что в роли актрисы мне стало скучно. Полгода упорно готовилась и поступила с первого раза в Высшее театральное училище имени Щукина, целенаправленно к Леониду Ефимовичу Хейфецу.

Леонид Хейфец, наставник, мастер, преподаватель, режиссёр и Наталья Николаева, режиссёр.

Режиссёр, наставник Леонид Хейфец и ученица Наталья Николаева.

— Почему именно к Хейфецу?

— Потому что он великий режиссёр и потрясающий педагог! Я смотрела почти все его спектакли в Маяковке и влюбилась просто. «Синтезатор любви» я посмотрела раз пять. Поэтому вопрос, к кому идти учиться для мня не стоял. Это был один из немногих режиссёров, который способен раскрыть весь внутренний мир человека. Ведь, главное в истории, которую мы рассказываем с помощью спектакля, вскрыть смыслы автора, вскрыть взаимоотношения между людьми, вот это первостепенно! А остальное, форма, внешние эффекты — это уже дополнительно, средства выразительности. Артист вообще может сидеть спиной, не прыгать, ничего не делать – а ты глаз от него не оторвёшь. Для меня это высший пилотаж режиссуры.

— Вот вы вошли в кабинет на экзамен и в первый раз лично встретились с будущим мастером – как вы запомнили этот момент?

— Взгляд. Комиссия же большая, ещё студенты старших курсов присутствуют. Но вот сидит человек, который сканирует тебя взглядом. Он очень сосредоточено смотрит тебе в душу. Потом уже были задания от него, что показать, что сделать, но вот это я почувствовала и запомнила – ощущение, что тебя сканируют.

— Сканируют? Зачем?

— Он знал, в какой мир мы идём, и ему нужно было рассмотреть, понять, что ты из себя представляешь как человек, прежде всего, в целом как личность! Как устроен твой мозг, как ты мыслишь! Наша профессия очень ответственная. Ты отвечаешь перед Богом за то, что ты будешь транслировать в Мир! Кстати, практически все из нашей группы остались в профессии. Он в нас не ошибся. Кто-то в кино, кто-то в театре – но все в профессии и хорошо прогрессируют.

— Хейфец строгий?

— Он жёсткий. Но это только в профессии. А по жизни он очень мягкий, добрый, с большим чувством юмора, справедливый, мудрый, ну и строгий – великолепный просто. С ним можно было говорить обо всём. Для меня он был как папа, отец, можно сказать. И сейчас его жутко не хватает.

— Ну, хорошо. А какими путями вы попали в Кинешму?

— После Щукинского я вернулась в Рыбинск и работала там в театре несколько лет режиссёром. Однажды мы приехали сюда на гастроли с «Щелкунчиком». Встретились с Натальей Викторовной Сурковой. Ей понравился спектакль, она поговорила со мной, и мы решили попробовать сотрудничать. Поставили «Русалочку» для детей, позже «Щелкунчика». Поставили «Счастливый день», это неизвестная пьеса Островского, мы сделали её как водевиль с ивановским композитором Дмитрием Гаркави. Поставили спектакль «Светлые души» по Шукшину.

— Удивительно, «Счастливый день» и «Светлые души» если не синонимы, то взаимодополняющие вещи… Как я понимаю, у вас все спектакли музыкальные?

— Конечно! Музыку и песни я всегда стараюсь включать в спектакль. А Шукшин — это вообще о русском человеке, о его природе – конечно, необходима музыка! Как без песни? Это же про нас, про крестьян (и рабочий класс в том числе) – все мы из деревни вышли. Ну, почти все.

— Как работается в Кинешемском театре?

— С огромным удовольствием. Все люди настоящие, болеющие именно театром. Натальей Викторовной можно только восхищаться – какого огромного труда стоит вести театр в качестве директора. Это человек 24х7, в театре она – наше всё. И потом, Кинешма очень театральный город. Здесь зрители с удовольствием ходят в театр, и искренне любят свой театр.

— Видимо, подобное притягивает подобное: не случайно кинешемцам достался такой большой и замечательный театр, и не без участия Провидения театру достался такой яркий и неутомимый директор.

— Да, Наталья Викторовна собрала вокруг себя самых работоспособных, талантливых и неравнодушных людей. Обожаю весь коллектив Кинешемского драмтеатра! Правда, это не лесть. 

— Чувствуете себя здесь как дома?

— Ну нет. Однозначно. Дома я могу быть только дома. Там моя семья! Кроме того, я много езжу по стране, всегда на чемоданах.

— Кино, как говорят, важнейшее из искусств. А театр?

— Про кино не согласна. Театр – это синтез всех искусств. Он будет всегда. Пока есть человек, есть театр.

— Ваше кредо?

— Дайте подумать… Я за любой кипиш!

Действительно, если правильно выбран путь, то даже в любом кипише можно обнаружить и подобрать драгоценные крупицы, из которых постепенно складывается счастье всей жизни. Иначе зачем все эти сложности?

Фотографии к этой новости
Комментарии
16:43
31.05.2023
пионер
что вы, мадам, я вполне себе уже зрелый Пионер. И имею знания и навыки в области психологии (подтверждаю дипломом).
прелоадер
11
16:43
31.05.2023
пионер
что вы, мадам, я вполне себе уже зрелый Пионер. И имею знания и навыки в области психологии (подтверждаю дипломом).
прелоадер
11
15:48
31.05.2023
Варя
Очень отрадно, что наконец-то в нашем театре появился главный режиссер. И есть надежда, что перспективный и талантливый. Ростки есть, а дальнейшее покажет, будем надеяться. Кстати, интервью Валерия Прохорова вполне профессиональное и интересное. О самом важном он смог спросить.
прелоадер
8
14:03
31.05.2023
Лола
Мне о себе кричать нечего, у меня все хорошо! А ты, Пионер, еще маленький и не разбираешься в делах взрослых.
прелоадер
1
8:46
29.05.2023
пионер
мадам, вы чем-то обижены? вы же не про режиссера с журналистом говорите - вы про себя кричите этому миру
прелоадер
13
16:02
28.05.2023
Лола
Курица - не птица, женщина- не режиссер! Как можно быть главным режиссером театра, живя в другом городе? Сказка для несведущих. А вопросы журналиста настолько глупы, что я бы ему двойку поставила. Нахватался по верхам театрального языка вот и чешет, сам не понимая смысла. Прекратите показывать свою неграмотность.
прелоадер
7
10:02
27.05.2023
Гость
Наталья, только не сваливайтесь в постановку новомодных авторов и новых прочтений классиков с стеклянными столами и барными стульям и прочим коитусом на сцене (московским театрам и театру Волкова привет). Ставьте классические постановки, берите советских писателей, английских и американских драматургов. Никогда не прогадайте!
прелоадер
0
8:13
27.05.2023
Театрал
Ну и харя у этого главного режиссёра !
прелоадер
4