Олег Коновалов: «Здесь живет дух русского искусства»

У артиста Кинешемского драматического театра Олега Коновалова – юбилей. В декабре у него состоится бенефис. Будет дан спектакль «Ужин дураков» по пьесе Франсиса Вебера с Олегом Коноваловым в роли Пьера.

Здравствуйте, Олег! Поздравляю Вас с юбилеем и бенефисом. Ну что, есть повод для интервью? Расскажите о начале Вашего творческого пути. Как Вы выбрали профессию артиста?
 
      — Здравствуйте. Хочу начать со своих корней – где жил. Родился и жил я в городе Фрунзе, сейчас Бишкек. Это Киргизия. Хотя мои родители родом из Сибири. Мама долгое время жила там, но врачи ей рекомендовали сухой и теплый климат. А во время войны, когда эвакуировали заводы во Фрунзе и Алма-Ату, они, недолго думая, переехали. Скажу несколько слов о Киргизии. Это прекрасная республика и замечательный город Фрунзе, которому в свое время присвоили звание самого зеленого города Советского Союза. 
Что касается профессии, мне никогда не приходило в голову стать артистом. Хотя с самого детства я любил созидать. И в будущем мечтал выбрать творческую профессию. Очень хотел делать что-то своими руками. Поэтому после окончания восьми классов поступил в строительный техникум, чтобы стать художником-плиточником и набирать мозаики. В техникуме была сильная команда КВН, да и вообще была хорошо организована культмассовая работа, я с удовольствием принимал участие. Однажды встретил приятеля, который занимался в театральной студии. Он мне и предложил прийти к ним. Руководил студией Заслуженный артист Киргизской ССР Алексей Овсей. Если бы он не умер, то стал бы художественным руководителем Академического театра имени Крупской.
 
Подождите. Почему у театра такое странное имя – Крупской? Она же к театру вообще никогда никакого отношения не имела.
 
     — Дело в том, что когда оформляли документы, театр должен был носить имя Пушкина, а улица, на которой он стоит – Крупской. Чиновники что-то напутали, и получилось наоборот. 
 
Понятно. Давайте вернемся к студии.
 
     — Первая моя роль была роль Служащего банка в «Юбилее» по Чехову. Это, если кто не знает, совсем маленький эпизод в самом финале. А я позвал на свой дебют знакомых, родственников. Они весь спектакль ждали, когда же выйдет Олег ибыли немного разочарованы. Но для меня это был первый опыт выхода на сцену, который мне очень дорог. Потом стал получать роли побольше, потом еще больше. Например, сыграл Сильву в спектакле «Старший сын» по Александру Вампилову. Но техникум бросать не собирался, потому что моя мама всегда говорила, что профессия должна быть «в руках», то есть я должен научиться что-нибудь делать своими руками. И вот как-то перед самым отпуском встретил актера театра Николая Марусича, он мне сказал, что в театре как раз набирали курс в театральную студию, предыдущая студия была десять лет назад. Пришедший главный режиссер театра стал набирать молодежь, потому что приглашать иногородних молодых актеров было сложно – театр не имел возможности предоставлять квартиры. И я поступил. Совсем не волновался, не переживал, думал – поступлю, не поступлю, не так важно — у меня есть профессия. Поступил. Более того, мне сказали, что я могу быть неплохим актером. Очень скоро встал перед выбором – или техникум, или студия. Так как строительная специальность несла материальное подспорье для семьи, а театр – нет, я сомневался. Потом начал учиться. Захватило. Маме не сказал, что поступил в театральную студию и бросил техникум. Спустя какое-то время она, конечно же, узнала. Пригласил  ее на спектакль в театр, где играл эпизод в «И дольше века длится день» по Чингизу Айтматову. Мама была в восторге!!!  Спектакль был очень хорош. Его, кстати, запретили. Цензура…Там играли наши «столпы», наши  «мэтры», как мы, молодежь, их между собой называли. Для нас было лестно, когда опытные профессиональные актеры обращали на нас внимание. Был какой-то трепет. Еще хотелось бы сказать о нынешней молодежи. Так обидно, что у подрастающего поколения нет преклонения перед мастерством старших. Стираются границы, а ведь прошлое – это основа будущего. Не будь у меня в свое время таких потрясающих партнеров, как Леонид Лазаревич Ясиновский, Сергей Федорович Матвеев, Алексей Владимирович Овсей, Владимир Георгиевич Скоропись — неизвестно, как сложилась бы моя творческая жизнь. Ну что ж, се ля ви! Потом была постановка «Вам и не снилось» по повести Виктории Токаревой. А потом началось – «Укрощение строптивой», «Страсти в стиле «Диско». В 1984 году я был принят в труппу театра. Первой моей ролью был Тишка в спектакле по Островскому «Свои люди – сочтемся». Потом была служба в армии, а затем вернулся в родной театр. За все эти годы сыграно много ролей.У нас ставили, например, «Семейный портрет с посторонним» Лобозерова, «Трактирщицу» Гольдони, «Призраки» Эдуардо де Филиппо. В общей сложности за более чем тридцатилетнюю службу на театре у меня было больше восьмидесяти ролей. 
 
А как поступили в Щукинское училище?
 
     — В конце восьмидесятых по линии Министерства культуры я был отправлен от театра в Москву – выделялись квоты, а театру был нужен свой режиссер. Руководителем дипломного спектакля был Владислав Пази. В театре был и актером, и режиссером. Так получилось, что Пази потом уехал в Петербург. В советские времена наш театр был на высоте, занимал призовые места на престижных фестивалях. Но постепенно становилось сложнее и работать, и просто жить в Киргизии, театр приходил в упадок, русскоязычное население уезжало, уезжали и актеры, и режиссеры. Мы с женой тоже пришли к решению уехать. Поехали в Москву – сначала Анна, потом, через какое-то время, я. Решение, конечно, далось не просто, но… семья, дети, их надо было кормить. В Москве мы проработали шесть лет. Ставил в антрепризах, снимался почти во всех сериалах того времени и в «короткометражках». Но хотелось чего-то серьезного, настоящего. Были варианты с Малым театром, МХАТом имени Горького. Не «срослось». Все-таки, когда ты один и отвечаешь только за себя, как-то проще. А тут семья. Мы долго искали варианты, потому что должна была появиться на свет моя дочь. А Москва с ее безумным ритмом никак не шла на пользу детям. Поэтому и появилось желание уехать в небольшой провинциальный город, который славится своими театральными традициями. Пока мы искали театр, он сам нашел нас. Все произошло случайно. Хотя, как вы сами понимаете, случайностей не бывает. Предложения были, но мы выбрали Кинешму. Прекрасный город на Волге, где из окон театра видна эта синяя гладь. И вот уже пятый год служим с женой здесь.
 
Ну и как Вам здесь нравится? Привыкли?
 
     — Здесь живет дух русского искусства.И актеры нас приняли очень тепло. А в столице многие театры в погоне за зрителем, за фееричным успехом, за стремлением получить выгоду забывают корни, забывают о великой миссии служения театра людям. Так происходит, конечно же, не во всех московских театрах, но очень во многих. Я, конечно, понимаю, зритель хочет комедии, фарса, развлечений, хочет уйти от набивших оскомину сериалов про бандитов. Театр должен предлагать людям высокое искусство. 
 
Олег, за четыре с лишним года сыгран целый ряд спектаклей. Можете что-то выделить? Какая из ролей – любимая?
 
     — Нет, выделить не могу. Все роли дороги. В послужном списке в Кинешемском театре у меня, по-моему, или двенадцать, или шестнадцать ролей. Первая моя роль была роль Лыняева в спектакле «Волки и овцы». Она по-особенному дорога потому, что была первой на этой сцене, кстати, о ней хорошо отозвались критики и после нее меня приглашали в Ивановский театр драмы. Как сами понимаете, я отказался.
 
Кроме актерских работ, Вы еще ставите спектакли для детей. 
 
     — Люблю и ставить сказки, и играть в них. Дети чем хороши? Их не обманешь. Они сразу видят, выкладываешься ты или нет. Фальшь в сказках особенно заметна. 
 
Олег, Вы сами пишете пьесы для маленьких зрителей. Несколько своих пьес Вы поставили. Расскажите немного об этом.
 
    — Не считая себя ни в коей мере драматургом и не претендуя на статус писателя, но, посмотрев на то, какие сказки сейчас сочиняют, я решил сам писать, чтобы сказка была поучительной, занятной, интересной. В то же время сказка не должна утомлять, у нее должен быть простой и ясный сюжет. Например, спектакль «Волшебная книга, или Ромка в Тридевятом царстве».В этой сказке хотелось, чтоб сюжет был прост и понятен, но одновременно было зрелищно и захватывающе. Чтобы малыши удивлялись. Я думаю, это не последняя сказка. Есть много идей, но они еще «в голове».
 
Есть какая-то роль, которую хотелось бы сыграть?
 
     — Гамлет. Ричард III. Вообще люблю классику. 
 
Ваше жизненное кредо?
 
     — Конфуций сказал: «найди свое место в жизни и тогда тебе не придется работать». В том смысле, что работа – это не рутина. Это то дело, которое я делаю с удовольствием каждый день. Я счастливый человек. 
 
Спасибо и успехов!
 
     — Спасибо.
Комментарии
Комментариев пока нет