Интервью с драматургом, по чьей пьесе в Кинешме готовится премьера спектакля.
Напоминаем, 16 декабря в Кинешемском драматическом театре имени А.Н.Островского должна состояться премьера спектакля «Метель» по пьесе Нины Тодыбаевой. Предлагаем интервью с драматургом.
— Уважаемая Нина Вадимовна, здравствуйте! Вашу пьесу «Метель» ставит Евгений Юрьевич Ланцов в Кинешемском драматическом театре имени А.Н.Островского. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». «Метель» — это всё-таки инсценировка Пушкина или самостоятельное произведение? Сама повесть совсем небольшая, всего несколько страниц.
— Для меня было важно раскрыть прозу А.С.Пушкина, сделать это как можно бережнее, но в тех местах, где Александр Сергеевич даёт возможность, я добавила героев, какие-то мысли. Для меня это «инсценировка+…». Вообще на этот вопрос лучше ответят театроведы, зрители после премьеры.
— Как Вам пришла идея писать «Метель»? Что привлекло в повести?
— Сюжет прекрасен: подходит и для балета, и для чтения с оркестром, и для водевиля на часок по школьной программе. Мне хотелось написать большую двухактную пьесу. Нужно было так развернуть события повести, чтобы их хватило для такой задачи. Поэтому пришла мысль сделать центральными героями не только Машу и её женихов, но и её родителей – Прасковью Петровну и Гаврилу Гаврилыча. Показать конфликт «отцов и детей». Всё это есть у Александра Сергеевича, но сказано гениально скупо, ювелирно, а версия для театра нуждается в эмоциях, крупных мазках.
— Как долго Вы писали пьесу?
— Обдумывала долго, писала быстро. Основную часть создала в карантин 2020 года. Читала про офицеров 1812 года, читала про то, какими книжками увлекались девицы начала XIX века, чтобы понять, какими мыслями были забиты их головушки… Интересная эпоха, одна из моих любимых.
— С Евгением Юрьевичем, я знаю, Вы сотрудничаете давно. Как с ним работается?
— Результативно. Обсуждаем идеи, мысли, что-то воплощается в пьесах, спектаклях, что-то – в других творческих проектах. К постановке я могу скорректировать текст, если у него есть замечания, поправить по ходу репетиций. Евгений Юрьевич поворачивает пьесу выигрышной стороной, раскрывая в ней то, что сейчас важно, для конкретного зрителя важно.
— Пьеса и спектакль – далеко не одно и то же. Как Вы себя чувствуете, когда видите спектакль уже на сцене? Наверняка Ваше представление отличается от увиденного, причем всегда. Насколько спокойно Вы относитесь к тому, что есть люфт между написанным и поставленным?
— Я научилась не иметь представления о спектакле, а просто приходить и смотреть то, что сделано. Мою первую пьесу поставили ровно десять лет назад, я её только написала. Сразу столько мнений, столько предложений, дополнений – стоило сходить на репетицию, прогон. Вывод – смотри премьеру, или не смотри вообще. Текст – про меня, спектакль – дело театра, вотчина режиссёра и артистов. Они берут твою мысль, сюжет, действие, характеры. Это главное. Сам текст пьесы для них вторичен, он – то, что снаружи. Его часто подминают под себя, делают удобным, но смысл от этого не страдает. А вот когда смысл искажен действием спектакля, даже слепое следование букве ничего не стоит… пьеса в спектакле «пропала».
— Расскажите немного о себе.
— Служила в трёх театрах, трёх музеях, трёх городах. Сейчас тружусь в литературном музее. А театр – он всегда со мной, везде. Вот в сентябре с Евгением Юрьевичем и коллегой с Вятского государственного университета Юлией Колобовой в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства провели культурно-просветительский проект «Механика памяти» к 650-летию города Кирова. Драматургический марафон и просветительская программа. Председателем конкурсной комиссии приезжал Николай Владимирович Коляда. 11 дней. 7 исторических площадок. Около 200 участников. Масштабно и увлекательно. Здесь я была не в роли драматурга, а в роли организатора, и это не менее интересно.
— Над чем сейчас работаете?
— Готовлю к печати книгу повестей и пьес. Готовлю не торопясь, потихоньку. Больше пишу прозу. Она структурирует мысли, приводит их в порядок.
— На премьеру приедете?
— Да, конечно, обязательно!
— Спасибо и успехов!
— Спасибо.
Интервью провёл Александр Воронов