Минский театр играл Островского не про деньги, как водится, а про одиночество.
Третий день VI фестиваля «Горячее сердце» был отмечен оригинальной постановкой «Я вещь…» Нового драматического театра из Минска (Белоруссия). После спектакля к журналистам вышли актёры белорусского театра Надежда Анципович, Артём Пинчук, завлит театра Татьяна Кадурина и режиссёр спектакля Сергей Куликовский.
В Белоруссии Островского любят и много ставят, в Минском Новом драматическом театре это четвёртый спектакль, а у Сергея Куликовского это вторая (после «Грозы») постановка по Островскому в Минском театре.
Конечно же журналистов интересовало, зачем известное название пьесы «Бесприданница» театр заменил на необычное с первого взгляда: «Я вещь…».
– Во-первых, это цитата из пьесы. И кроме того, на наш взгляд, название «Бесприданница» в сегодняшнем дне не очень актуально – это спектакль не про деньги, а в первую очередь об одиночестве женской души, – говорит Татьяна Кадурина, завлит театра из Белоруссии.
Режиссёр спектакля Сергей Куликовский, завлит Минского театра Татьяна Кадурина.
Александр Воронов, завлит Кинешемского театра, точно подхватил мысль коллеги из Белоруссии:
– «Бесприданница» история вчерашнего дня, мы с одной стороны сочувствуем героине, а с другой – это было 150 лет назад. «Я вещь…» точнее. Сейчас мы живём, хотим мы этого, или не хотим, в мире вещей, – метко подметил Александр.
Исполнительница главной роли Надежда Анципович обращает внимание, что её героиня не идеальное существо.
– В этой пьесе меня привлекает, как и во всех пьесах Островского, что нет плохих и хороших, – говорит актриса.
Актёры Минского театра Надежда Анципович и Артём Пинчук.
Собственно говоря, это отход от шаблонов в минской интерпретации «Бесприданницы», пафос трагедии Ларисы ставится под сомнение. Героиня уже не выглядит жертвой обстоятельств и пленницей высоких чувств, как, скажем, в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Режиссёр Сергей Куликовский смещает акцент на другие обстоятельства, прописанные автором:
– В сюжете есть некоторая казуистика. Главный герой говорит, что я обручён с другой – значит, как все понимают, он сволочь. А героиня что? Разве она не обручена с Карандышевым? Это не считается? То есть своё не считается, а чужое считается – отсюда определение «вещь», я от этого тоже отталкивался, меняя название спектакля, – говорит Сергей.
Актриса Надежда Анципович в роли Ларисы Огудаловой.
Но самым главным открытием «Бесприданницы» в постановке Куликовского стала роль Карандышева. Тот самый преданный Ларисой жених обычно рисуется блёклым существом, которое вызывает максимум жалось, а как правило брезгливость. В исполнении артиста Артёма Пинчука из Минска – Карандышев чуть ли не самая яркая фигура спектакля.
Актёр Артём Пинчук в роли Карандышева.
– Артёма очень любит минский зритель, особенно роль Кранандышева, – рассказывает завлит театра Татьяна Кадурина. – Мне кажется, это одна из самых интересных работ в спектакле. Карандышев получился многослойный: он вызывает в разные моменты и симпатию, и жалость, а ещё он поёт!
Актёр Артём Пинчук вдохнул в своего героя новую жизнь и смыслы. Когда Карандышев садится за рояль и неожиданно великолепно исполняет пронзительный романс (вспоминаем тот же «Жестокий романс» Рязанова и знаменитый «Мохнатый шмель» в задушевнейшем исполнении Никиты Михалкова в роли Паратова) – публика в зале окончательно поддаётся обаянию персонажа Пинчука и начинает понимать, что действо развивается не по шаблону.
Актёр Артём Пинчук в роли Карандышева.
Возможно, это первая постановка, где акцент с вальяжного ловеласа Паратова переносится на незаметного чиновника Карандышева. По крайне мере в этой версии «Бесприданницы» актёр Пинчук заметно тянет одеяло на себя.
Карандышев и Паратов.
Нельзя пропустить и ещё один великолепный музыкальный номер спектакля – танец главных героев, Ларисы и Паратова под композицию Гарика Сукачёва «Ночь». В некотором смысле этот фрагмент звучит как музыкальная антитеза романсу «А напоследок я скажу…» из того же кинофильма Рязанова. Балетмейстер театра сделал красивейшую композицию, которая идёт пять минут, не надоедает и только усиливает ощущение безысходности положения героев. В тихую атмосферу уездного городка XIX века (а в тихом омуте известно кто водится) врывается мощный зловещий дух современного города. А город страшная сила – он засасывает, только сильный может выкарабкаться, как говорил герой другого легендарного фильма.
VI Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце» проходил с 17 по 26 апреля в городе Кинешма. Десять вечеров подряд на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского коллективы из Луганска, Минска, Нижнего Новгорода, Владимира, Вольска, Кинешмы и Москвы показывали свои лучшие постановки по пьесам Александра Николаевича Островского, великого русского драматурга, 200-летие которого широко отмечается в нашей стране в этом году.