Или пациент скорее жив, чем мёртв?
Народный артист России, главный режиссёр московского театра «Сфера» Александр Коршунов.
Просматриваешь газеты и понимаешь, что заголовок с посылом «всё плохо», «всё пропало» или «стакан наполовину пуст» завсегда скорее привлечёт взгляд читателя и наберёт просмотры, чем в стиле «стакан наполовину полон». Создаётся впечатление, что нет более благодатной темы для журналиста, чем ругать окружающую действительность. И то не так, и это никуда не годится.
К чему это мы? К Дню Победы Кинешемский драмтеатр показал премьеру по замечательной пьесе советского и белорусского драматурга Алексея Дударева «Не покидай меня». Мы писали об этом спектакле ранее на сайте. Но здесь дело не в названии пьесы – интересно то, что сразу же по публикации мы получили комментарий, что де всё это лирика, а если хочешь узнать правду про ту войну – читай писателей-фронтовиков, и как пример бац – Астафьев. Почему комментатор приводит в пример именно Виктора Петровича Астафьева, задумались мы. Не Бондарева, Быкова, Васильева, Некрасова, Симонова, Твардовского – всех писателей-фронтовиков здесь не перечислить – а вот именно Астафьева. Случайно? Думается, нет. Вероятно, благодаря роману Виктора Петровича «Прокляты и убиты». Вот, мол, где сермяжная правда о войне от очевидца событий! Оставим за пределами этой статьи оценки и анализ романа. Писатель масштаба Астафьева в наших комментариях уж точно не нуждается (хотя постановка вопроса, условно говоря, «убиты, но не прокляты» нам лично ближе).
Спектакль Кинешемского драмтеатра «Не покидай меня», актёры Антон Копчинский (Михасёв) и Тамила Каримова (Ядвига Гурская).
А как выглядела бы «Илиада» Гомера, написанная с точки зрения простого солдата Троянской войны? Согласитесь, не чета нашим временам были нравы в эпоху гомеровской Греции. И долго ли помнили «благодарные потомки» такое произведение, как думаете? «Илиаду» помнят почти 3 000 лет. Почему? Говоря по-простому, гнусности встречаются, встречаются и «перегибы на местах» (любимое клише из советской журналистики) тоже, но на вечность должно смотреть «ширше», целостно и в полноте, опираясь на веру, что правда всё же победит, хотя, и с потерями – т.е. «стакан наполовину полон». Другими словами, если уж спускаться в ад, то в рамках «Божественной комедии»: «Ад», «Чистилеще», «Рай» – и никак иначе, именно в этом порядке.
Однако, вернёмся с небес обратно в Кинешму. Вот недавно в город приезжал из Москвы народный артист Александр Коршунов, главный режиссёр театра «Сфера». Приезжал на фестиваль «Горячее сердце» (о котором мы много писали ранее), встречался со зрителями, с журналистами, на пресс-конференции после спектакля безусловно говорили об Островском и современности (собственно, где ещё об этом говорить, как не в наших благодатных местах между Кинешмой и Щелыково). Артист вспомнил давнишнее ток-шоу «Культурная революция» на телеканале «Культура», в котором речь шла об Островском и современности. Одна часть аудитории поддерживала точку зрения, что Островский устарел и непонятен, мол, его проблемы уже ушли, оппоненты же настаивали, что Островский вечен, современен и прекрасен. И снова бац:
– А я не понимаю сейчас, почему Катерина утопилась? – возопила из зала то ли психолог, то ли журналист, то ли научный работник – в общем интеллектуального труда человек средних лет. Действительно, по современным понятиям проблема героини «Грозы» выеденного яйца не стоит. Попробуйте, посмотрите постановку «Грозы» Малого театра 1977 года общедоступную в интернете. Безусловно потрясающая игра актёров, но, положа руку на сердце, разделим ли мы мотивы героини?
– А я содрогнулся внутренне: Боже, что она говорит!? – вспоминает Коршунов ту передачу. – Это же диагноз! Но это диагноз не Островскому, а нам. Если мы не можем понять Катерину, значит что-то не так, – считает известный режиссёр.
А вот если выделять из бесконечного ряда военных писателей именно «Прокляты и убиты» – это, может, тоже диагноз? Или приговор..? Всем нам… Согласитесь, есть о чём подумать.
К сожалению, не успели поговорить о киншемской постановке военной пьесы «Не покидай меня». Не беда. В следующем номере газеты «168 часов» (№21 от 23 мая) мы встретимся с автором спектакля, режиссёром Кинешемского драмтеатра Натальей Николаевой. Думаем, будет интересно. Ведь, далеко-далеко не каждый районный город может похвастаться своим театром. В этом смысле Кинешме в высшей степени повезло.
Спектакль Кинешемского драмтеатра «Не покидай меня», актёры Анна Комарова (Зина Батян), Татьяна Копчинская (Вероника Кремис), Тамила Каримова (Ядвига Гурская) и Антон Копчинский (Михасёв).