Что бы написали Гомер и Данте о Кинешме?

Или пациент скорее жив, чем мёртв?

Народный артист России, главный режиссёр московского театра «Сфера» Александр Коршунов.на фестивале «Горячее сердце», Кинешма, 2023 год.

Народный артист России, главный режиссёр московского театра «Сфера» Александр Коршунов.

Просматриваешь газеты и понимаешь, что заголовок с посылом «всё плохо», «всё пропало» или «стакан наполовину пуст» завсегда скорее привлечёт взгляд читателя и наберёт просмотры, чем в стиле «стакан наполовину полон». Создаётся впечатление, что нет более благодатной темы для журналиста, чем ругать окружающую действительность. И то не так, и это никуда не годится.

К чему это мы? К Дню Победы Кинешемский драмтеатр показал премьеру по замечательной пьесе советского и белорусского драматурга Алексея Дударева «Не покидай меня». Мы писали об этом спектакле ранее на сайте. Но здесь дело не в названии пьесы – интересно то, что сразу же по публикации мы получили комментарий, что де всё это лирика, а если хочешь узнать правду про ту войну – читай писателей-фронтовиков, и как пример бац – Астафьев. Почему комментатор приводит в пример именно Виктора Петровича Астафьева, задумались мы. Не Бондарева, Быкова, Васильева, Некрасова, Симонова, Твардовского – всех писателей-фронтовиков здесь не перечислить – а вот именно Астафьева. Случайно? Думается, нет. Вероятно, благодаря роману Виктора Петровича «Прокляты и убиты». Вот, мол, где сермяжная правда о войне от очевидца событий! Оставим за пределами этой статьи оценки и анализ романа. Писатель масштаба Астафьева в наших комментариях уж точно не нуждается (хотя постановка вопроса, условно говоря, «убиты, но не прокляты» нам лично ближе).

Спектакль Кинешемского драмтеатра «Не покидай меня», актёры Антон Копчинский (Михасёв) и Тамила Каримова (Ядвига Гурская).

Спектакль Кинешемского драмтеатра «Не покидай меня», актёры Антон Копчинский (Михасёв) и Тамила Каримова (Ядвига Гурская).

А как выглядела бы «Илиада» Гомера, написанная с точки зрения простого солдата Троянской войны? Согласитесь, не чета нашим временам были нравы в эпоху гомеровской Греции. И долго ли помнили «благодарные потомки» такое произведение, как думаете? «Илиаду» помнят почти 3 000 лет. Почему? Говоря по-простому, гнусности встречаются, встречаются и «перегибы на местах» (любимое клише из советской журналистики) тоже, но на вечность должно смотреть «ширше», целостно и в полноте, опираясь на веру, что правда всё же победит, хотя, и с потерями –  т.е. «стакан наполовину полон». Другими словами, если уж спускаться в ад, то в рамках «Божественной комедии»: «Ад», «Чистилеще», «Рай» – и никак иначе, именно в этом порядке.

Однако, вернёмся с небес обратно в Кинешму. Вот недавно в город приезжал из Москвы народный артист Александр Коршунов, главный режиссёр театра «Сфера». Приезжал на фестиваль «Горячее сердце» (о котором мы много писали ранее), встречался со зрителями, с журналистами, на пресс-конференции после спектакля безусловно говорили об Островском и современности (собственно, где ещё об этом говорить, как не в наших благодатных местах между Кинешмой и Щелыково). Артист вспомнил давнишнее ток-шоу «Культурная революция» на телеканале «Культура», в котором речь шла об Островском и современности. Одна часть аудитории поддерживала точку зрения, что Островский устарел и непонятен, мол, его проблемы уже ушли, оппоненты же настаивали, что Островский вечен, современен и прекрасен. И снова бац: 

– А я не понимаю сейчас, почему Катерина утопилась? – возопила из зала то ли психолог, то ли журналист, то ли научный работник – в общем интеллектуального труда человек средних лет. Действительно, по современным понятиям проблема героини «Грозы» выеденного яйца не стоит.  Попробуйте, посмотрите постановку «Грозы» Малого театра 1977 года общедоступную в интернете. Безусловно потрясающая игра актёров, но, положа руку на сердце, разделим ли мы мотивы героини?

– А я содрогнулся внутренне: Боже, что она говорит!? – вспоминает Коршунов ту передачу. – Это же диагноз! Но это диагноз не Островскому, а нам. Если мы не можем понять Катерину, значит что-то не так, – считает известный режиссёр.

А вот если выделять из бесконечного ряда военных писателей именно «Прокляты и убиты» – это, может, тоже диагноз? Или приговор..? Всем нам… Согласитесь, есть о чём подумать.

К сожалению, не успели поговорить о киншемской постановке военной пьесы «Не покидай меня». Не беда. В следующем номере газеты «168 часов» (№21 от 23 мая) мы встретимся с автором спектакля, режиссёром Кинешемского драмтеатра Натальей Николаевой. Думаем, будет интересно. Ведь, далеко-далеко не каждый районный город может похвастаться своим театром. В этом смысле Кинешме в высшей степени повезло.

Спектакль Кинешемского драмтеатра «Не покидай меня», актёры Анна Комарова (Зина Батян), Татьяна Копчинская (Вероника Кремис), Тамила Каримова (Ядвига Гурская) и Антон Копчинский (Михасёв).

Спектакль Кинешемского драмтеатра «Не покидай меня», актёры Анна Комарова (Зина Батян), Татьяна Копчинская (Вероника Кремис), Тамила Каримова (Ядвига Гурская) и Антон Копчинский (Михасёв).

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет