Оно посвящено проекту рекультивации свалки в «Сокольниках».
Чиновники Кинешемской администрации воспользовалась своим правом на ответ на материалы, посвященные проекту рекультивации несанкционированной свалки в микрорайоне «Сокольники», опубликованные на сайте «168.ru» и в еженедельнике «168 часов». В связи с этим они направили в адрес редакции информацию, которую мы публикуем в нередактированном виде:
«11 объективных фактов о будущем свалки в Сокольниках
Проектная документация «Ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул.Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» разработана научно-проектной организацией «Проектор», которая имеет большой опыт по разработке проектов по рекультивации полигонов ТКО. НПО «Проектор» разработано более 10 проектов, ряд из которых уже успешно реализован.
В ходе разработки проектной документации использованы технологии, утвержденные на федеральном уровне («СП 320.1325800.2017. Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 17.11.2017 N 1555/пр)). Они предполагают формирование террикона отходов; устройство верхнего изоляционного покрытия из комбинации природных и искусственных материалов с гидроизолирующим слоем из геомембраны; устройство дренажной системы по периметру вновь формируемого террикона отходов и сбор грунтовых вод, накопившихся в толще отходов; устройство пассивной системы дегазации с помощью газовых скважин и очисткой; устройство наблюдательных скважин для мониторинга подземных вод. Выполнение этих мероприятий обеспечит непроникновение влаги в тело изолированных отходов, как с поверхности террикона в виде атмосферных осадков, так и с прилегающих территорий в виде поверхностного стока и верховодки и обеспечит защиту почвы и грунтовых вод от дальнейшего загрязнения.
Сметная стоимость работ по рекультивации свалки в Сокольниках определена разработанной проектно-сметной документацией. Она прошла экспертизу в специализированной организации, имеющей лицензию на данный вид работ. Высокая стоимость проекта, в том числе, обусловлена необходимостью устройства газодренажных скважин с биофильтрами типа «ОПВС-0,095» в количестве 38 штук. Это мероприятие является обязательным для соблюдения требований СанПиН. Без очистки биогаза на границе нормируемых территорий (коллективные сады) сложится превышение загрязняющих веществ в окружающей среде по ряду показателей.
Отметим, что стоимость проекта рекультивации полигона по результатам разработки и утверждения проекта сложилась ниже предельной стоимости для аналогичных проектов более чем на 120 миллионов рублей с учетом требований экономической обоснованности и перечня экологически оправданных и необходимых мероприятий.
Создание террикона при рекультивации полигонов ТКО – в настоящее время одна из общепринятых современных практик, которая применяется в России. Технические решения по конструкции верхнего изолирующего экрана вновь сформированного террикона отходов, его геометрические параметры приняты в соответствии с разделом 9 СП-320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» и разделом 3 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов» и соответствуют принципу наилучших доступных технологий. Высота террикона принята расчетная с учетом накопленных на полигоне за 80 лет отходов.
Оценка защищенности подземных вод от загрязнений представлена в проекте и обусловлена наличием слабопроницаемых естественных отложений — глины. Решение по обустройству нижнего защитного экрана, по данным гидрогеологических исследований, в данном случае не требуется. Проектом предусматривается сбор грунтовых вод, накопившихся в толще отходов (затухающий во времени), и вывоз их на канализационные очистные сооружения для очистки. Подстилающий изолирующий экран в основании тела свалки при рекультивации, таким образом, является избыточным мероприятием. Эти технические решения подтверждены экспертным заключением государственной экологической экспертизы.
Характеристики животного и природного мира территории определяются, в первую очередь, ее зональной принадлежностью, а также региональной спецификой рассматриваемого участка. В описательной части характеристик животного и природного мира использованы общедоступные актуальные материалы по Ивановской области, Кинешемскому району и Кинешме. Достоверность материалов подтверждена с учетом замечаний государственной экологической экспертизы.
Инженерные изыскания и обследования свалки проводились в весенний период, тогда как активное тление свалки началось в более поздний период. На момент проведения изысканий на свалке присутствовали 3 очага тления мусора. Однако подчеркнем, что проведение противопожарных мероприятий предусмотрено проектом независимо от количества выявленных на момент изысканий очагов горения. На протяжении всех периодов появления очагов тления УГХ и противопожарная служба принимали меры к их локализации и ликвидации до момента рекультивации свалки посредствам их засыпки грунтом и проливки водой. В результате – большее количество очагов тления были ликвидированы.
В части недостоверной информации, содержащейся в Томе 9: Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» проектной организацией допущена техническая ошибка, а именно – использована при окончательной сборке электронного документа текстовая часть документации другого объекта-аналога, разработчиком проектной документации по которому также является НПО «Проектор». Подчеркнем, что Раздел 9 проектной документации прошел государственную экологическую экспертизу в актуальной для полигона Сокольники редакции. В частности, в первую очередь, раздел №9 посвящен обеспечению пожарной безопасности возведённого на период работ по рекультивации строительного городка, так как после рекультивации на участке прекращается какая-либо деятельность, «горючие здания и сооружения не предусматриваются, тело полигона становится элементом рельефа и дополнительных мер наружного пожаротушения не потребуется». Проектной документацией предусмотрено, что для тушения возгораний будет привлекаться ближайшая пожарная часть, расположенная на улице Островского.
Проектом также предусмотрены противопожарные мероприятия. До начала формирования террикона проводится ликвидация тлеющих отходов. Для этого экскаватором вынимаются отходы на всю глубину и укладываются в границах существующей свалки на площадку со специально подготовленным основанием из слоя песка мощностью 0,15 м. Основание образовавшихся котлованов засыпается слоем песка мощностью 0,3-0,5 м и далее послойно заполняются отходами и песком для предотвращения тления и возгорания. Учитывая, что очаги тления ушли глубоко в тело свалки, силами УГХ выполнить эти работы было невозможно. Для таких работ требуются соответствующие техника и ресурсы.
Согласно действующему законодательству проект рекультивации в обязательном порядке не только прошел государственную экологическую экспертизу, но и процедуру общественных слушаний. Так, все заинтересованные организации, а также жители Кинешмы могли в рамках общественных обсуждений выразить замечания к проекту в период объявленной процедуры общественных слушаний с 4 мая по 3 июня 2022 года. При этом обращение представителей Российского экологического движения было рассмотрено администрацией города. Общественникам было предложено принять участие в общественных обсуждениях, задать проектной организации имеющиеся вопросы, а также при наличии замечаний на проект провести общественную экологическую экспертизу, определенную законом. Данной возможностью организация не воспользовалась. Более того, свою официальную оценку выдвинутым экологическим движением замечаниям дали эксперты, проводившие государственную экологическую экспертизу. По результатам рассмотрения эти замечания признаны необоснованными.
Также сообщаем, что в пределах участка расположения свалки отходов был проведен комплекс инженерных изысканий, по результатам которых в проекте был определен экономически и экологически оправданный перечень необходимых и достаточных мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия объекта на окружающую среду. При проведении экспертизы по замечаниям были дополнительно проведены изыскания на самой свалке и ее прилегающей территории. Результаты этих изысканий экспертами приняты как соответствующие проектным решениям.
Таким образом, цели и задачи, направленные на исключение негативного воздействия отходов на окружающую природную среду, в результате реализации предусмотренных мероприятий по рекультивации полигона будут достигнуты. Реализация проекта позволит создать на земельном участке искусственный ландшафт, эстетически приемлемый и отвечающий современным экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Данные выводы подкрепляются результатами государственной экологической экспертизы по проекту и разработанным проектировщиком технических решений на основе проведенных исчерпывающих геологических изысканий».
Дополнительно подчеркнем, что жалоба, поданная в УФАС России по Ивановской области, касается действий конкурсной комиссии в части соблюдения Закона 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме. К проектной документации сложившаяся ситуация отношения не имеет. Также сообщаем, что региональным отделением Российского экологического движения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области подана не жалоба, а сообщение, которое рассматривается в ином порядке».
Под данной информацией подписались следующие чиновники:
— заместитель главы городской администрации Лариса Комарова;
— главный специалист отдела организационной работы, общественных отношений и информации Виктор Крылов;
— начальник отдела муниципального контроля и охраны окружающей среды Любовь Голубева.
Если вы стали свидетелем какого-то происшествия или сняли на видео какое-то событие и считаете, что об этом должны узнать все, сообщите нам по телефону: 5-45-84 или +7(910)6680341, WhatsApp +7(910)6680341 или по электронной почте m.kozirev@168.ru. Гарантируем анонимность источника согласно законодательству РФ.