Как в нашу гавань заходили корабли, туристы наслаждались экскурсиями и уплывали дальше. Ведь, больше Кинешме и предложить нечего.
Последние два года Кинешемский музей выступает модератором всех круизных экскурсий в городе. В прямом смысле держит передний край обороны туристического фронта. Раньше музей только организовывал экскурсионный процесс на месте, а ситуацией управляла турфирма из Иванова.
– Мы попробовали и у нас получилось. Заработали себе авторитет в прошлую навигацию – и в этом году у нас в два раза больше туристов! – рассказывает директор Кинешемского музея Ирина Бабанова.
Теплоходы пристают практически каждый день, набирается от двух до восьми групп. Экскурсоводы музея пропускают через себя от 50 до 250 человек в день. Задействовано шесть сотрудников включая директора музея.
– В марте Федеральное агентство морского и речного флота проводит совещания, на которых встречаются судоходные компании с принимающей стороной. Мы все друг друга знаем, что значительно облегчает работу, – продолжает директор Ирина Ивановна. – Там мы согласовываем планы на предстоящую навигацию, получаем предварительные графики. Затем начинается работа диспетчеров, которые расписывают маршруты не только по датам – время движения судов по реке согласовывается буквально до минуты. А уже после посадки туристов на теплоход каждый директор круиза звонит нам и сообщает окончательную информацию, сколько человек на борту и какие экскурсионные программы выбраны.
Круизный сезон восстановили по инициативе губернатора Станислава Воскресенского в 2018 году.
– Материализуется ещё одно желание губернатора. Он почему-то хотел, чтобы в Кинешме швартовалось больше судов, чем в Плёсе – так и вышло! – говорит Бабанова. – В этом году у нас ожидается, по меньшей мере, на 50 судов больше, чем в Плёсе.
Первых туристов на Кинешемском причале встречают артисты Кинешемского драмтеатра Андрей Мисюра и Татьяна Грубинка в костюмах эпохи Островского.
Так почему деньги всё же проплывают мимо? Туристический рынок один из самых ёмких и вполне мог бы дать возможность заработать местным жителям. Но почему не даёт?
Как известно, бизнес всегда чутко держит нос по ветру. Попался тут на глаза проспект очередного бизнес-мероприятия в городе. Одна из тем: как продвигать бизнес через местные ценности? Точнее не скажешь. Остаётся только определиться, в чём же эти местные ценности заключаются. В чём брэнд Кинешмы? Кто поездил по Европам, знает, как там в любом захолустном городке из любого пустяка умеют выжать копейку туриста.
В том же бизнес-проспекте находим ещё один актуальный вопрос: как обойти ограничения малой ёмкости рынка? Действительно, туристов мало, потому что нет денег, или денег нет, потому что мало туристов? Классический замкнутый круг. Неважный сервис, плохие дороги и общий непривлекательный внешний вид не позволяют небольшим провинциальным городам захватить свой кусок в общероссийском туристическом пироге.
Автобусный туризм практически отсутствует в городе. Для больших туристических автобусов нужны парковочные места. Вот, например, как для группы из 30-40 человек (именно столько вмещает автобус) организовать осмотр Преображенской церкви?
– Большим автобусам во внутрь двора не заехать, рядом не припаркуешься – значит нужна стоянка, карман напротив, около Успенской церкви. А, ведь, как раз сейчас идёт ремонт дороги по улице Юрьевецкой, – делится с нами сотрудник музея Наталья Шепелева. – Или можно было бы организовать парковку напротив заправки на Кинешемке. Тут же обустроить переход у Никольского моста где-нибудь, тротуар, чтобы люди пешком могли прогуляться.
Экскурсию по Кинешме ведёт содрудник Кинешемского музея Наталья Рудольфовна Шепелева.
И пока это мечты для Кинешмы – более бойкие места уходят в отрыв. В том же Плёсе, например, давно организована стоянка автобусов на горе, а выезда к набережной нет – шлагбаум. Невзирая на то, что пожилым туристам сложно спускаться по длинной лестнице, городские власти пошли на неудобства, чтобы сохранить аутентичный вид туристического центра города, набережной. И картинка есть (которую, по сути, и продают), и толковая парковка.
– У нас нет гостиниц, где может остановиться целая группа. Для индивидуальных туристов есть, а вот для групп нет, – сетуют в музее (да и не только). – А летом бывает, что гостиницы и их не вмещают. Во время театрального фестиваля, например, уж, точно.
Мало гостиниц. Практически нет кафе и ресторанов. Про цивильные туалеты не вспоминаем – это вообще повсеместная беда. Железнодорожный вокзал для многих – это ворота в город, тоже обустроить не получается приветливо, уютно и удобно.
Продавцы сувениров работают активно, но аутентичных кинешемских сувениров опять-таки нет. Есть, например, водка «Шуйская», но это же не кинешемский бренд. А так в основном – заурядные магнитики.
В Кинешме кроме трёх стандартных пешеходных экскурсий по городу, в Кинешемский театр, музей Валенок, которые обычно входят в стоимость путёвки, музей предлагает туры в Щелыково, Юрьевец, Иваново. Разрабатывают не только познавательный туризм, но и детский, кулинарный, агротуризм. Сделали необычную экскурсию: «Кинешемский пирог».
– Мы показываем так называемые злачные места Кинешмы. Рассказываем истории кинешемских трактиров, кухмистерских, ресторанов, начиная от чайной «Общества трезвости» и до знаменитой «Резанки» братьев Голубевых. В заключении – знаменитый некогда в Кинешме фритюрный пирог, – рассказывает Шепелева.
В общем, что касается круизных туристов – то тут всё на мази. Дело было поставлено ещё в докризисную эпоху, есть наработки, сохранился опыт. Скажем больше — дело было поставлено ещё раньше, когда была самая читающая страна в мире, когда существовали глобальные планы, когда воспитывались и становились профессионалами сегодняшние сотрудники музея. А вот в остальном с туризмом в городе не ахти. Бизнес не вытягивает. Турист вышел, походил, посмотрел, послушал и поплыл с деньгами дальше.
Фотографии: Константин Воробьёв.