Как переживает карантин малый бизнес?

 Коронавирус, угроза эпидемии, карантин, выходная неделя. Как всё это скажется на бизнесе, а также на благосостоянии работодателей и их работников?

В прошлом году вашему покорному слуге дало в голову прочитать пару томов писем Пушкина. Меня тогда поразило его описания холерного карантина в России. 
Вот хотя бы что он писал 30 сентября 1830 года из Болдино в Москву своей невесте Наталье Гончаровой: «Я уже почти готов сесть в экипаж, хотя дела мои еще не закончены и я совершенно пал духом… Мне только что сказали, что отсюда до Москвы устроено пять карантинов, и в каждом из них мне придется провести две недели, — подсчитайте-ка, а затем представьте себе, в каком я должен быть собачьем настроении… Будь проклят час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров…»
Особенно меня тогда впечатлили слова Пушкина о том, что из-за карантинов был вынужден бедствовать простой народ. Вот что он писал уже в 1831 году: «В прошлом году карантины остановили всю промышленность, заградили путь обозам, привели в нищету подрядчиков и извозчиков, прекратили доходы крестьян и помещиков и чуть не взбунтовали 16 губерний… Уничтожьте карантины, народ не будет отрицать существования заразы, станет принимать предохранительные меры и прибегнет к лекарям и правительству; но покамест карантины тут, меньшее зло будет предпочтено большему и народ будет более беспокоиться о своем продовольствии, о угрожающей нищете и голоде…»
Знакомо? Прошло почти 190 лет и ситуация в России повторяется. Посмотрим уже на примере современных реалий, как сказались и ещё могут сказаться карантинные меры на благосостоянии людей.
Руководитель компании «Мерцана» Геннадий Грязнов занимается поставками продуктов для школ. С 18 марта школы закрыты, дети переведены на дистанционное обучение, и у Геннадия Борисовича дела полностью встали. 
В бизнесе я 1992 года, но подобного ни разу не происходило, — говорит он. — Да, случались те же дефолты, но всегда их последствия возможно было преодолевать. Случалось, что администрация города больше года задерживала нам оплату за поставленные продукты — вы писали про это, — но опять же это были временные и преодолимые трудности. Сейчас же сбывать продукцию нам попросту некуда, и ситуация не то что бы сложная, она – критическая. Я уже проводил собрание со своими сотрудниками и обозначил перед ними перспективу того, что при такой ситуации может встать вопрос о закрытии фирмы. Нужно платить за коммунальные услуги, нужно платить налоги и, главное, зарплаты. Если денег не будет, то, соответственно, существование фирмы будет поставлено под угрозу.
В России отменены внешние авиаперелёты и поэтому на грань разорения поставлены туристические агентства. Послушаем руководителя кинешемской компании «АС ТУР» Валерия Татаренко:
На моей памяти, а я работаю с 2001 года, туристический бизнес никогда не испытывал таких серьёзных ударов. Усугубляется ситуация тем, что в начале года шла активная продажа туров с ранним бронированием. Тогда туроператоры давали серьёзные скидки, равные 15-20%. В результате случилось то, что случилось – все рейсы отменены, а туроператоры под благовидными предлогами не возвращают деньги. Они обратились в правительство с просьбой аккумулировать эти деньги на депозитных счетах не турагентств, а клиентов. Причём по курсу того времени, 60 рублей за доллар. Многие клиенты думают, что их туры будут перенесены, но на самом деле все туры аннулируются и потом будут бронироваться по-новому с более высокой стоимостью. Сейчас мы ходим на работу и занимаемся одним делом – в индивидуальном порядке работаем с нашими клиентами, объясняем им ситуацию. Одни клиенты относятся к ней с понимаем, а другие держатся принципа «вынь и положи». Не получается даже объяснить, что в договорах прописаны форс-мажорные случаи, к числу которых относится и пандемия. «Вынь и положи». Что же, люди разные… Они не то что бы не понимают, а не принимают во внимание, что в этой ситуации оказались все – и клиенты, и турагентства, и туроператоры. 
На мой, как мне казалось, наивный вопрос, смогут ли турагентства выжить за счёт внутреннего туризма, Валерий Михайлович ответил:
Этот вопрос далеко не наивный. Он в самую маковку. Турагентства, которые арендуют помещения, в отсутствие выручки не выживут. А те, кто выживут, будут ориентированы на внутренний туризм. Владельцы отелей на нашем юге уже убеждены, что поток туристов к ним увеличится в разы. Многие туристы будут, разумеется, добираться самостоятельно, но то же самое раннее бронирование, страховки, различные виды ответственности останутся востребованными. Плюс не надо забывать автобусные туры в соседние регионы и туры по Волге. Планы касательно внутреннего туризма называть планами можно, конечно, с большой натяжкой. Просто на сегодня в туристическом бизнесе нет других вариантов. Этот бизнес рухнул. 
Индивидуальный предприниматель Елена Алаева продаёт в Кинешме восточные сладости. В основном она возит их Турции и Египта. Вернее, возила.
Насчёт Турции я слышала, что в неё нельзя будет попасть до августа, — с горькой усмешкой рассказывает Елена Геннадьевна. – Товар не привезти, да и сбыт его упал. Люди сейчас покупают не сладости, а сахар. Сейчас продам последнюю партию – и всё. За ту же аренду мне будет платить нечем. А ещё надо гасить кредит. Услышав слова Путина о кредитных каникулах, я связалась со своим банком и услышала в ответ: «Мало ли что сказано. Мы будем рассматривать заявки индивидуально. Из ста, может быть, одобрим одну. И то это должен быть исключительный случай, когда человек реально неоткуда взять деньги. Если ваш бизнес пострадал из карантина по кароновирусу, устраивайтесь куда-нибудь на работу и зарабатывайте». Так что, помощи мы не увидим. Особенно мне жалко семьи с детьми. Жалко молодёжь. Она только-только начала стремиться к чему-то, у неё только-только начало что-то получаться, а тут её лишают всяких возможностей для успеха. А потом спрашиваем, откуда у нас криминал.
Не одни лишь предприниматели потеряли в деньгах из-за карантина. В Кинешме закрыт Драмтеатр имени Островского, который зарабатывает спектаклями и концертами. Руководитель его литературно-драматургической частью театра Александр Воронов поделился с нами следующим:
— Концерты и спектакли в театре отмены, билеты не продаются, и поэтому сотрудники будут получать меньшие зарплаты. Кто-то из сотрудников сейчас перешёл на неполный рабочий день, а кто-то, без кого можно обойтись в это время, работают на «удалёнке». К последним относятся музейный работник, главный инженер, костюмер, реквизитор и другие. Часть зарплаты у нас идёт из областного бюджета, а другую часть (в неё входят стимулирующие и прочие надбавки) мы зарабатываем сами. До «минималки» нам зарплату не срежут, но существенную сумму мы, конечно, потеряем.
Помните кинешемского бодибилдера Игоря Стрелкова, который устраивает акции добра по раздаче продуктов нуждающимся? Теперь ему будет сложно помогать, если вообще возможно. Спортклуб, в котором он работает тренером по фитнесу, как и другие спортклубы, закрылся.
— Одно слово – ужас, — сокрушается он. — В мыслях у меня сейчас каша. На что жить? Как кормить семью? Как платить по кредитам? Мои знакомые тренеры из Москвы говорят, что это продлится минимум два месяца. В худшем, фитнесс-индустрия разгонится к сентябрю-октябрю. Плохо ещё то, что работы не стало в самый разгар сезона. Мне самому придётся «сливаться» с банков, портить свою кредитную историю, потому что платить мне будет нечем. 
А ещё закрылись салоны красоты и швейные производства. Это те самые сферы, в которых достойно зарабатывает большинство кинешемских и вообще провинциальных женщин. Получат ли они обещанные президентом зарплаты? Сомнительно. Где возьмут деньги их работодатели, когда эти деньги приходят от «сдельщины»?
Не закрываются только церкви. Кто-то, возможно, скажет, что вести о них разговор здесь неуместно, но я и не стану много говорить. Просто упомяну, что кароновирус поражает в основным пожилых людей, а те как раз составляют большую часть воцерковлённых верующих. 
И к слову сказать, в Южной Корее больной кароновирусом человек (31-й по счёту) дважды посетил местную церковь христианской секты Синчхончжи, вслед за чем зловредный вирус был выявлен у 5,5 тысячи прихожан. На сегодня с этой церковью связано 60% случаев заражения среди всех южнокорейцев. 
Кто-то опять же скажет, что нельзя сравнивать Русскую православную церковь с какими-то корейскими сектантами. Но я и не сравниваю, а, тем более, не желаю вдаваться в рассуждения о том, какая вера истинная. Вместо этого приведу ещё пример: 25 марта в мировых СМИ появилась новость о том, что иранский журналист, не веривший в эпидемию и лизавший в одной из мечети святыни, умер от кароновируса.
Надо отдать должное хотя бы тому, что в кинешемских церквях введены особые меры профилактики – дезинфекция икон и ковчегов с мощами, использование для причастия одноразовой посуды и так далее. Об этом сообщил председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов. Так что в церкви сейчас всё спокойно и ей никто не мешает вести богослужения, а также получать деньги от сбыта церковных атрибутов. Причём без налогообложения.
Кстати, о налогах. Сейчас пойдёт такая волна закрытий ИП и фирм, какой не было в непростом 2014-м. Итогом должно стать то, что доходная часть бюджета в плане налоговых сборов может ощутимо потерять. А если ещё закроются городские рынки (об этом уже идут слухи), то бюджет лишится денег от предприятия, которое с прошлого года начало, наконец-то, работать не в минус, а в плюс.
Подводя итог обилию всего приведённого стоит сказать: безусловно, ситуация чрезвычайная и, безусловно, без карантина уже никак не обойтись, но при этом нам всем нужно быть готовыми к тяжёлым экономическим последствиям из-за него. 
Но вернемся к Пушкину. Как бы то ни было, но в его времена эпидемии были более разрушительными. Современная медицина всё-таки имеет значительное превосходство над медициной тех времён. Сейчас важно просто переждать, соблюдать правила гигиены и самодисциплины. У кого мозг есть, тот поймет. У кого мозга нет, а только рефлексы – его жизнь научит.
А для предпринимателей важно понимать, что эпидемия пройдёт. Потребности людей никуда не исчезнут. Есть такое понятие – отложенный спрос. Важно после всех карантинов его поймать.

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет