Будем жить-2 или Как питаться вкусно, полезно и бесплатно

Вашему внимаю, дорогие читатели, очередной ряд опытов с не совсем обычными ингредиентами. Традиционно опробовано на себе.

В №18 газеты от 5 мая вы могли читать про мои опыты с альтернативным, если не сказать экстремальным, питанием. Это я взялся экспериментировать, следуя фантастическим предположениям «что если дальше будет только хуже». В смысле, если канитель с коронавирусом доведёт людей до полного обнищания. Сегодня предлагаю вам продолжить эту тему и познакомиться с 10-ю новыми и увлекательными опытами.
Прошлая статья про употребление в пищу ядовитых змей, лягушачьей икры и земляных червей стала, как говорится, резонансной. Вот хотя бы такой случай: через пару дней после выхода газеты с той статьёй стою в магазине в очереди, а покупатели передо мной в шутку спрашивают продавца, нет ли в наличии лягушачьей икры.
На этот раз я решил отойти от гадкой живности (пускай себе прыгает и ползает) и построить свой недельный рацион на подножной растительности. Эта мысль пришла ко мне в позапрошлую субботу, когда мой сосед взялся с раннего утра косить траву. Под надоедливое жужжание триммера я подумал: «Зачем косить, если можно употреблять? На Руси в тяжёлые времена питались как раз подножным кормом».
Кто-то из читателей, возможно, усомнится, стоит ли мне доверять. Не стану ли я со своими рецептами массовым отравителем? Честно скажу: каждое из описанных ниже блюд я лично употреблял и жив. Доказательством последнего является то, что эта статья всё-таки написана. Скажу больше, я ни разу не страдал расстройством желудка. Ни разу. Честно. Стало, наоборот, как-то лучше внутри.
Но быть предельно осторожным меня заставила прочитанная 11 мая новость о жителе Белоруссии, который выкопал рядом со своим домом аппетитный корнеплод и съел его, радушно угостив при этом 10-летнюю племянницу. Оба умерли. Корнеплод оказался ядовитым вёхом.
Во время опытов для пущей подстраховки я советовался с упомянутыми в прошлый раз классным кулинаром из Юрьевца Виктором Павликовым и коллегой-журналисткой из Подмосковья, вегетарианкой-сыроедом Юлоной Стояновой. Во всезнающий интернет заглядывать я не стал (вспомнилась картина современного художника «В интернете врать не будут!»), а взамен его сделал настольными две книги. Первая – «Православный пост» с рецептами, которые русский народ проверял на себе веками. Вторая – «Ядовитые животные и растения СССР», авторы которой совершенно не церемонились со сколько-нибудь опасной для человека флорой и фауной. Если, скажем, в первой книге преподносился ряд рецептов с борщевиком, а во второй плевали на эти рецепты с высокой колокольни, то мой выбор роднился с последней книгой. Так что, о безопасности я позаботился.
Но пора заканчивать с затянувшимся вступлением. Пора переходить к описанию гастрономических опытов.
Первый опыт. Нарвал подорожника, покрошил, заправил маслом и мёдом (в пропорциях на горсть по чайной ложке), ну и всё, собственно. Если на вкус, то по мне как-то не очень. Я не сластёна, не ем ни тортов, ни пирожных, ни конфет. Другим, возможно, и понравится. Главное, что блюдо полезное и, к слову сказать, сытное.
Второй опыт. Нарвал той самой лебеды, которая спасала от голода в войну. Ошпарил, нашинковал, посолил и поперчил. Каково оно получилось? Безо всякого лукавства — вкусно. 
Третий опыт. Та же лебеда. Нашинковал и заквасил, как квасят капусту. Вскипятил воду, посолил и залил. Не удержался, чтобы не бросить пару крохотных зубчиков чеснока. Через два дня снял пробу и, честное слово, насладился. Никакого травяного привкуса и послевкусия. Решил для себя, что отныне я поклонник лебеды. Искренне советую попробовать вне зависимости от того, какой у вас доход. Есть он, нет ли его. Третьего не дано, гласит латинская мудрость. На самом деле, в русских реалиях дано и третье. Латиняне не учли лебеду.
Четвёртый опыт. Чисто сорняковое блюдо, ингредиентами которого стали листья одуванчиков (выдержал полчаса в солёной воде, чтобы убрать горечь), сныть и крапива (обдал наскоро кипятком, чтобы не жглась). Посолил, помаслил. На вкус вышло насыщенно, но не очень-то привычно. По совету Юлоны Стояновой обжарил с пшёнкой, и получилось вполне себе съедобное блюдо. Если пшёнку сварить густой, то можно делать фрикадельки. Если добавить яйцо (для чистоты травных экспериментов я так не делал), то можно испечь блины.
Пятый опыт. Только что была упомянута сныть. Это вездесущий сорняк, который растёт как в лесу, так и в огородах. Его почти невозможно вывести, но зачем выводить? Она вкусная и невероятно питательная. Будучи в лесном скиту святой Серафим Саровский питался одной лишь ею, и это при том, что он был известен могучим телосложением и силой. Сныть так и называют «травка Серафима Саровского». А в деревнях её называли «жизнь».
У неё шелковистые листья, а вкус приятный и ненавязчивый. Она не нуждается в термической обработке и ею, пожалуй, не испортишь ни один салат. На прошлой неделе во время отключения газа я готовил её с листьями чеснока.
Шестой опыт. Выдернул из земли лопух, вымыл и почистил корень. Готово. Можно грызть, как морковь. Знакомые вегетарианцы из Кинешмы говорят, что можно ещё жарить, как картошку.
По выражению Виктора Павликова, сушёный корень лопуха это «целая аптека». Отвар из него даёт здоровье почкам, печени и поджелудочной. Я надёргал, насушил, и в результате в огороде не осталось ни одной лопушины. Вычищено, как не вычистит ни один триммер.
Седьмой опыт. Сходил до леса, набрал сосновой хвои, свежих наростов, именуемых «свечками» (сейчас они мягкие, сочные, их можно есть сырыми), а также молодых шишек. Вернулся домой, засыпал все три ингредиента в кастрюльку, поварил 10 минут, ещё 10 минут дал настояться под крышкой, процедил и – с ложкой мёда на чашку. Сладости мёд не придаёт, но отлично гасит горечь.
Славный, скажу вам, удался чай. Его называют хвойным. Пил и не хотел думать о том, что завтра на работе буду заваривать чай в пакетиках.
Этот ароматный напиток отлично прочищает мозги, чистит кровь и печень, а также насыщает организм витаминами. Особенно витамином С, который в период пандемии нам всем так нужен. Неспроста же в войну варили такие чаи. Они реально спасали.
Восьмой опыт. В минувшую субботу отправился в лес, обвив себя ремнями, на которых закрепил череду ведёрков из-под йогуртов. Так я себе представил обмундирование собирателя трав. Среди прочего добыл корни и молодые побеги камыша. Они настолько нежные и податливые, что их без натяга резал мой тупой нож, который я несколько лет ленюсь поточить.
Вернулся домой, дважды промыл, порезал, смешал со скородой (такая разновидность лука, который не требует ухода и растёт из года в год, как сорняк), посолил, попробовал… Что-то вроде огурца, только нежнее. И, кстати, ни малейшего привкуса болотины.
Раньше из камыша делали даже хлеб. Сушили, мололи и пекли.
Девятый опыт. Знаменитые щи из крапивы. Пошёл по самому простому пути. Крапиву ошпарил и тщательно промыл (но недостаточно, промывайте лучше, а то на зубах будет хрустеть земля). Затем вскипятил воду с картошкой, морковью и луком (мог бы обойтись и без них, но интересно было узнать, как крапива взаимодействует с привычными овощами), посолил, забросил половину крапивы, а вторую половину забросил за 5 минут до окончания варки. А когда всё было готово, добавил горсть той же крапивы, но сушёной и измельчённой в труху. 
Получилось душисто и душевно. И легко мыть тарелки, потому что никакого жира.
Десятый опыт. За время недели экспериментов с дикой травой я определился в предпочтениях. Выбрал самые вкусные и самые полезные, на мой взгляд, травы. Первое место – лебеда. Второе – сныть. Третье – крапива. 
Я стал делать салаты с ними уже чисто для себя, а не для экспериментов. И замечу, не от безденежья. Это мой выбор и мой опыт. Вы можете поспорить, и я соглашусь с вами. На вкус и цвет, как говорится…
Так вот, взялся я сушить полюбившиеся травы впрок. Опять же отмечу, я не пессимист и не нагнетаю панику. Дело в другом.
Дело в том, что та же крапива особенно ценна по питательным качествам именно в мае. В народе её так и называли «майская крапива».
То же самое со снытью. Скоро она пойдёт в цвет, и листья начнут горчить. Если и сушить на будущие супы и прочие блюда, то сейчас. Поэтому ручаюсь, что эта статья актуальна во всех смыслах.
Рассказывая про сушку, вспоминаю прочитанное когда-то про Льва Толстого. Садясь за работу, он клал на рабочий стол охапку обычного сена. Писал и жевал потихоньку, мудрый старик. 
А с лебедой следует подождать. Она только набирает рост. Она пока совсем кроха. Но будет лето, и лебеда вымахает под 2 метра. 
Найти её легко и трудно. Путём тщательных поисков я установил, что она редкая, если не единственная в своём роде, привереда. Она любит только щедро унавоженную почву. Её наверняка можно будет найти в изобилии рядом с кинешемской птицефабрикой.
Напоследок признаюсь, что некоторые опыты удавались мне не с первого раза, но штука в том, что неудачное блюдо из сорняков не жалко выбросить. Оно же ничего не стоит! Из-за утраты щепотки соли и ложки масла я не сокрушался. Кстати вот ещё  что: не уповайте на эти соль и масло, не пересаливайте и не перемасливайте, не повторяйте моих ошибок. Не бойтесь природного вкуса съедобной травы.
Также отмечу, что я выбирал самые примитивные рецепты, чтобы в первую очередь доказать съедобность и вкусность диких трав. Если же задаться целью готовить такие блюда, что «ум отъешь», то эта цель, уверен, окажется легкодостижимой. 
Только не надо слишком усердствовать. Некоторые рецепты в той же постной кулинарии поражают своей хитроумностью. Например, рецепт щей с крапивой: взять горсть каких-то там кореньев, сварить, процедить, обжарить, остудить, добавить ошпаренной, обжаренной, остуженной крапивы, отжать, пропустить через желудочно-кишечный тракт пятнистого оленя, сварить, остудить, обжарить, отварить, украсить грецкими орехами вместе с колотой скорлупой… Утрирую, конечно, но не очень. На кой ляд издеваться над трепетной травой, убивая её, когда вот она – бери, приправь и ешь.
В том-то её и прелесть, что на готовку приходиться тратить считанные минуты. А время – деньги.
 
 

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет