К великой скорби тех, кто считает русское юношество лишь биоматериалом для закачки в него пищи и питья, существуют такие объединения, как спортивный клуб «Тихоновец» при Свято-Николо-Тихоновском монастыре. Там идет генерация лучших воинских и, вообще, мужских качеств среди молодого поколения.
Свято-Николо-Тихонов монастырь близ Луха известен по всей области и вообще в России царящей в нем особенной благодатью. Поддержанию этого «имиджа» не нужны современные коммуникации, добрая молва из уст в уста опережает самый высокоскоростной интернет. Но мало кто знает, что под сенью иноческого подвижничества в монастыре происходит тихое, без какой-либо помпы, воспитание мальчиков-воинов, детей с непростой судьбой.
Казалось бы, кадетское движение сейчас стало таким привычным явлением, как продленки для первоклашек или компьютерные курсы для пенсионеров. Обычные школьники переодеваются в военную форму и добровольно отдаются муштре по строевой подготовке, палят из пневматических винтовок, штурмуют в альпинистском снаряжении холмы и деревья. С переменным успехом кадетское движение замещает почившую двадцать лет назад пионерию.
В свободное же от занятий время школьники-кадеты живут обычными подростковыми буднями, рубятся в онлайн-игры про зомби-апокалипис и скабрезно «тролят» друг друга в социальных сетях. Навыки альпинизма и стрельбы, конечно, могут потом пригодиться в жизни, это однозначно лучше, чем навыки приготовления дезоморфина или умение забивать «косяк» с марихуаной, но будем честны — подлинное кадетство по духу своему значительно отличается от досуговых кружков и секций.
В Свято-Николо-Тихоновом монастыре седьмой год действует спортивный клуб «Тихоновец». В действительности это самый настоящий кадетский корпус, называться которому своим именем мешают вездесущие бюрократические препоны. Здесь все иначе, нежели в общеобразовательных школах, где кадеты являются таковыми лишь по два-три часа в сутки. Здесь даже нечто иное, нежели если сравнивать со знаменитым взводом воспитанников, который в прошлом году передислоцировался из кинешемской химбригады в шуйскую ракетную часть. В адрес «Тихоновца» не услышишь упреков в том, что он не гнушается коммерции и что состоятельные родители отдают в него своих чад, так как это престижно и чадам потом можно будет бежать, пританцовывая и припевая, по служебной лестнице.
- В каждом случае мы смотрим на родителей, на семью, нужна ли им помощь, - рассказывает руководитель «Тихоновца» Максим Бобков. - И конечно мы стремимся брать детей из малообеспеченных семей. Или из неполных. Пример - одна мама, у которой, кроме сына, еще две дочери, и она не знает, как воспитывать мальчика в таком женском коллективе. Вообще, мальчиков трудно воспитывать в неполной семье. Когда они подрастают, то начинает засиживаться за компьютером, матерей не слушаются. У любой умной мамы возникают справедливые опасения за то, какой из ее сына может вырасти мужчина. Зачастую материнская любовь здесь бывает во вред, так как ребенок начинает ей пользоваться.
Отметим, что свое название клуб получил в честь основателя монастыря Тихона Лухского. В 1482 году, оставив воинскую службу в Литовском княжестве, он подался в Россию, в Костромскую на то время епархию. Перед постригом он раздал все, что имел, и более, до конца своей жизни, не скопил ни гроша. Его даже не в чем было положить в могилу.
Клуб «Тихоновец» своим существованием подтверждает, что монастырь так и живет заветами святого. Еще восемь лет назад рядом с монастырскими стенами появилось два вместительных комфортабельных дома для прибывающих гостей. Поскольку сюда приезжают паломники самого разного достатка, эти мини-гостиницы должны были обеспечить монастырю завидные поток пожертвований, но игумен Агафон, прежний монастырский наместник, пошел на «кощунство» - распорядился, чтобы в домах поселились дети.
- Кадетский корпус неотъемлемая часть монастыря, и здесь у нас самое важное дело – это православное воспитание, чтобы ребенок стал верующим, - продолжает Максим Бобков. - Дети ходят на службы, исповедуются, причащаются. У них формируется внутренний православный стержень и это самое главное. Конечно, для ребенка прийти к вере сложно. В наше время и взрослые люди в основном приходят к вере через какие-то скорби. У человека, у которого все хорошо, как правило, об этом не задумывается. Для ребенка тем более трудно проникнутся верой. Однако говорится же, что если человек зайдет на мельницу, то невозможно, чтобы на него не попали хотя бы крупицы муки. Так и в храме, если ребенок будет ходить туда неосознанно, то все равно в нем что-то да отложится. Сейчас есть и военные училища и те же кадетские корпуса, где парень может учиться. Но вот к примеру не его это, не хочет он быть военным. Ему говорят «Родину надо защищать». А в наше время для многих это не является аргументом. «Ну и что мне дает эта Родина?» - ответит юноша. Неверующему человек непонятно, почему он должен защищать Родину. Раньше до революции ведь как было - «За веру! За царя! За Отечество!» Именно в такой последовательности. И мужчине было понятно, почему он будет защищать свою страну.
В клубе воспитываются дети с Костромы, Вичуги, Владимира, Москвы. Два недавних выпускника - родные братья-погодки из кинешемского детского дома. Один сейчас учится в ИвГУ на историческом факультете, а второй остался в стенах монастыря. Вообще, выпускники неофициального кадетского корпуса идут по жизни, как танки. Без каких-либо протекций, что важно. Тот-то поступил в Голицинский пограничный институт ФСБ России, тот-то поступает туда же сейчас, тот-то учится во Владимирском университете на факультете лазерных технологий. А судьба изначально готовила каждому из них стать жирной заплатой на материной юбке…
- Злейшая проблема всей России – неполные семьи, когда матери-одиночки и просто разведенные одни воспитывают своих сыновей, - говорит Максим Валерьевич. - Для таких семей – кадетский класс это выход. Но если есть полноценная семья, то для ребенка лучше воспитываться в ней. Ведь не зря Господь придумал, чтобы у ребенка были мама и папа.
Наконец, посмотрим, что тихоновцы умеют. Так, для того, чтобы сдать экзамен на зеленый берет (заветный атрибут, подтверждающий успех в учебе – прим. ред.), мальчик должен знать на зубок пол-десятка молитв, он должен владеть строевой и огневой подготовкой, включая сборку-разборку пистолета Макарова и стрельбу из него, должен управлять при помощи весел резиновой лодкой, исполнять подъем на жумарах и спуск на «восьмерке» (альпинистские хитрости – прим. ред.), преодолевать полосу препятствий, покидать движущийся автотранспорт(!), седлать лошадь и ездить верхом… Да, надо сказать, что верховой езде тихоновцев обучает Сергей Иноземцев, тот самый казак, что в прошлом году участвовал в конном походе на Париж. Еще для получения зеленого берета мальчику следует пройти через жесткую схватку по рукопашному бою. Этим тихоновцы тоже владеют отменно, чему свидетельство – частые победы на региональных и всероссийских турнирах. Например, ивановские братья Александр и Павел Мальковы в 2012 году оба стали победителями на первенстве России по рукопашному бою, проходившему в Москве прямо на Красной площади. Павел затем сражался на чемпионате мира по панкратиону в Хорватии.
Из 12 нынешних воспитанников право на ношение зеленого берета имеют уже семеро, а самому младшему из них 13 лет. Чудо-богатыри, не иначе.