Боярский и Кинешма

В Кинешме жили дедушка и бабушка актера Михаила Боярского.

В Кинешме жили дедушка и бабушка актера Михаила Боярского.

 

У всех на слуху выдающийся актер современности Михаил Боярский. Всем известно, что его актерская династия связана с «северной столицей» - Санкт-Петербургом, но мало кто знает, что семейные корни Михаила Сергеевича переплетены с Кинешмой. Здесь жили его дедушка, бабушка, отец и дяди.

 

Актерская династия

Боярские – одна из самых знаменитых актерских династий в России. Родители Михаила - Сергей Боярский и Екатерина Мелентьева служили в театра имени Комиссаржевской. Продолжила династию и дочь Михаила Сергеевича - Елизавета Боярская. А прародителем этой династии был Александр Боярский, епископ, митрополит Ивановский и Кинешемский.

Дед Михаила Боярского был видным деятелем обновленчества (раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года, поддерживающее новый режим), вошедшим в историю в ореоле мученика.

В 1930 году его сослали в Кинешму, позднее возвели в сан митрополита Ивановского и Кинешемского, а в 1937 году расстреляли в Иваново. Однако до 90-х годов прошлого века о его судьбе ничего не было известно.

Подробности его жизни, да и всей его семьи мы узнали из книги двоюродной сестры Михаила Сергеевича, писательницы Екатерины Боярской «Боярские. Петербургские династии».

 

Тревожные времена

Повествование о династии Боярских в книге начинается с Кинешмы. Ведь именно здесь Екатерина Боярская нашла ответы на вопросы о жизни своего деда.

Кинешемский период семьи связан с богоборческими временами, когда в опалу попадали не только те, кто не признавал советскую власть, но и те, кто старался жить с ней в мире. Так было и в случае с Александром Ивановичем. Не смотря на то, что он был священником обновленческой церкви, атеистическим властям не нравилась его деятельность. Известен случай, когда кто-то из прихожан хотел упрекнуть его в сотрудничестве с ВЧК-ОГПУ, на что он ответил: «Александр Невский тоже в Орду ездил. Надо было ему — и ездил. И мы: надо нам — вот мы и бегаем!»

Возможно, за его взгляды всю семью Боярских выслали из Ленинграда в Кинешму. На тот момент Александр Иванович был женат на дочери директора государственного банка Екатерине Николаевне (в девичестве Бояновская) и у них уже было четыре сына.

 

Кинешемские друзья

О том как Боярским жилось в городе на Волге Екатерине Боярской рассказала Ольга Груздева, жительница Кинешмы. Сначала она отправила в Питер письмо, а затем посылку, в которой было старинное блюдо, ранее принадлежавшее семье Боярских. На блюдо была нанесена гравировка: «Дорогому и Досточтимому Протиерею Отцу Александру Боярскому от признательных духовных детей» там же находилось несколько маленьких иконок и книг на разных языках. Она рассказала внучке Александра Ивановича о том, что все с глубоким уважением относились к их семье, многим запомнилось, что «матушка Екатерина» проводила новогодние елки для детей, помогала бедным и делилась с соседями книгами из своей библиотеки. Кроме Ольги Александровны передала вещи батюшки родственникам еще одна кинешемка — Наталья.

- Похоже, и правда, «кинешемцы» - особенные люди! - восклицает в своей книге Екатерина Боярская.

В 1993 году она отправилась в Кинешму, предварительно отправив запрос в архив КГБ. Приехав в наш город Екатерина Николаевна встретилась с обеими женщинами - Наталья передала ей старинные часы отца Александра, пережившие две войны и три революции. А Ольга Александровна показала альбомы с фотографиями родственников Боярских. От нее же стало известно, что в годы войны Екатерина Боярская (бабушка) будучи учительницей иностранных языков общалась с англичанами, которые занимались сбором самолетов ленд-лиза в Кинешме (об этом еженедельник «168 часов» писал прошлым летом). Екатерина Николаевна приглашала союзников в дом и водила их в театр.

Ольга Александровна рассказала Екатерине о том, что ходили слухи о том, что якобы Александр Боярский хранил в замаскированном подвале деньги и ценности всей Ивановской епархии. И хотя их не обнаружили, разговоры все-таки могли повлиять на дальнейшую судьбу митрополита. Писательница в своем исследовании упоминает, что их семья считала, мол, кто-то из кинешемцев предал батюшку (позднее выяснилось, что это неправда), поэтому раньше сюда никто из Боярских не приезжал.

Ольга Александровна рассказала писательнице о моменте ареста митрополита (эти слова приведены в книге).

«Ах, бедный твой дедушка. Это было так страшно, когда его арестовали. Я помню этот день. Это был понедельник, поэтому накануне днем он еще служил литургию. Я полоскала белье в реке, когда приехали из НКВД. Они арестовали его в Иваново, а сюда приехали обыскивать комнаты. Дома были только Серега (отец Михаила — Прим.ред.) и я. Они перерыли все. Они велели нам встать у двери и не двигаться. Запаковали в коробки много бумаг и документов. Потом уехали. А мы еще долго стояли и не шевелились. Твоя бабушка сначала писала ему и посылала посылки с едой. Потом письма от него перестали приходить. Ей сказали: «Десять лет без права переписки». Бедная Екатерина Николаевна! Ее жизнь так переменилась после ареста. У нее не хватало денег, а надо было помогать мальчикам, Никола и Серега были еще пацаны. Она даже написала Сталину, просила его разобраться...»

Ольга Александровна показала Екатерине место где был их дом — на 2-й Кузнецкой улице. Улицу затопило после строительства Горьковской плотины. Приблизительное место нахождение дома — близ Кузнецкого моста.
Внучка посетила храм, в котором служил Александр Боярский. В книге не указывается его название, но известно, что речь идет о Троицко-Успенском соборе, единственном, который на тот момент функционировал.

 

Предательская братия

После Кинешмы Екатерина отправилась в архив Ивановского КГБ.

Там они обнаружили протокол допроса кинешемки - матери Ольги Груздевой, в вопросах явственно ощущалось давление, но она отзывалась о священнике Боярском только хорошо, пыталась защитить его, отвергла все обвинения в антисоветчине. Екатерина Боярская пишет, что в деле выяснилось - против митрополита Ивановского и Кинешемского свидетельствовала только своя «братия» - священники.

Из другого источника известно, что донос писал заштатный обновленческий епископ Николай Автономов. Он обвинял митрополита в антисоветской агитации и в том, что якобы тот объединял вокруг себя «реакционно и фашистки настроенную» часть обновленческого духовенства, высланную из Ленинграда и области.

Когда Екатерина рассказала Михаилу Боярскому о их деде, тот в сердцах воскликнул «Месть!», но потом успокоился, так как предатели были репрессированы. Известно лишь, что главный доносчик Николай Автономов во время войны перешел на сторону фашистов, затем бежал в Европу, где принял католичество, а умер в США в глубокой старости.

Постановлением Особого совещания НКВД СССР от 15 июля 1936 митрополит Александр Боярский приговорен к пяти годам заключения, наказание отбывал в Суздальской тюрьме. 16 августа 1937 года Екатерина Николаевна получила от мужа последнее письмо. 9 сентября по решению «тройки» Александр Иванович был расстрелян в Иваново.

Где захоронен Александр Иванович неизвестно, но писательница предполагает, что речь идет о местечке Балино под Иваново.

Ольга Груздева, которая знала Александра Боярского, вскоре после написания книги Екатериной Боярской умерла. Сейчас в Кинешме живет ее дочь Татьяна, которая по-прежнему поддерживает связь с писательницей. Уникальную книгу об этой истории связывающей Кинешмус родом Боярских она передала в кинешемский музей.

Комментарии
Комментариев пока нет