Станут ли колоссальные траты на Олимпиаду причиной кризиса в России? К чему приведут шаги прежнего губернатора Ивановской области в плане введения энергопайка в сфере ЖКХ? В какой валюте хранить деньги после Олимпиады? Что ждать жителям в 2014 году? На эти и многие другие вопросы специально для читателей «168 часов» ответил известный российский экономист и политолог Михаил Делягин.
- Здравствуйте, Михаил Геннадьевич! Следующий год в России — это год Олимпиады в Сочи. Возможно ли, что из-за этого мероприятия произойдет урезание региональных бюджетов? Какие последствия в финансовом плане и социальной сфере могут произойти в России?
- Деньги на Олимпиаду в Сочи вбуханы колоссальные и, скорей всего, зря. Если не сказать больше, - что они разворованы. Скандалов вокруг Олимпиады уже предостаточно. И даже для самих жителей Сочи это не во всем благо: у них возникло много неудобств, а некоторых и вовсе выкидывали с их земли.
Но главная причина того, что в следующем году будет плохо, — это ухудшение конъюнктуры (макроэкономического процесса воспроизводства, проявляющееся в условиях реализации продукции — прим.ред.). Для части регионов это связано с ухудшением на мировых рынках металлов, но главная причина - коррупция и массовые злоупотребления монопольным положением, которые доламывают российской экономике хребет. Еще один фактор – исчерпание возможностей модели, построенной в начале 90-х годов. Ее смысл — разграбление советского наследия. Сейчас от него остается все меньше и меньше, уже дошли до школ и детских садов.
В России произошло резкое торможение экономического роста. В позапрошлом году он составил 4,3%, в прошлом 3,4%. В этом, дай Бог, чтобы было 1,5%, но скорей всего будет ниже, уже по официальному прогнозу - 1,4%. А в следующем году мы легко можем и вовсе уйти в экономический спад, если государство продолжит прежнюю политику.
Общее ухудшение конъюнктуры усугубляется отдельными серьезными ошибками, которые делает государство по отдельным вопросам. Так, сильный удар по региональным бюджетам нанесен изменением методики сбора налога на прибыль. Чтобы крупному бизнесу жилось попроще (а он умеет себя лоббировать, ведь богатые плачут громче всех), разрешили платить налог на прибыль не отдельными предприятиями, а консолидированными хозяйственными группами. Раньше, к примеру, 10 заводов работали отдельно и платили налоги каждый в своем регионе, а теперь их совокупный налог на прибыль уменьшен на убытки других структур, которые входят с ними в одну группу. Самое главное, что этот налог идет туда, где расположена головная контора: это прежде всего Москва и Питер. В результате многие регионы в бюджетном плане провалились, просели.
Кроме того, федеральный бюджет много функций спихнул на региональные, не наполнив их в должной мере финансированием. Клинический пример - это «Скорая помощь».
Даже хорошие начинания осуществляются порой совершенно дурацкими методами. К примеру, Путин пообещал поднять зарплату учителям. Идея замечательная и справедливая. Прошлым летом в Псковской области в райцентре учитель на полную ставку получал 5250 рублей минус 13%, - то есть заметно ниже прожиточного минимума. Но денег регионам на это повышение, насколько я понимаю, не дали, - и те стали решать задачу за счет сокращения числа учителей. В результате во многих регионах (в том числе и в Ивановской области) закрываются сельские школы. Дети из деревень вынуждены ехать по 1,5-2 часа в одну сторону, чтобы попасть в школу. А это уже не жизнь, а мука, что дополнительно уничтожает село.
Таким образом ухудшение конъюнктуры происходит как по объективным причинам, так и из-за абсолютно неадекватной политики государства. Олимпиада в Сочи и прочие имиджевые проекты (к примеру, чемпионат мира по футболу 2018 года), также играют здесь свою роль, но не катастрофическую. На олимпиаду, насколько можно судить, потрачено порядка полутора триллионов рублей. Это неимоверно много, - но неиспользованные остатки на счетах федерального бюджета по состоянию на 1 ноября составляют 7,8 триллиона рублей, из которых 5,6 триллиона рублей — это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а 2,2 триллиона просто валяются в бюджете. То есть сумма, значительно большая, чем затрачено на Сочи, просто лежит в кармане.
- А что можно было бы сделать на эту сумму?
- Просто говоря, построить вторую страну (Россию – прим.ред.), - и еще останется.
- А почему же их держат в запасе?
- Много причин. К примеру, если вы построите дорогу, то сколько на ней можно украсть? Процентов 30, ну максимум 50. При этом воровать будут не только те, кто выделяет деньги на федеральном уровне, но и те, кто строит дорогу, и те, кто принимает связанные со строительством решения на месте. А если держать деньги в кармане, там происходит «усушка», «утруска», появляются возможности разного рода оборота. Коррупционная эффективность, насколько можно судить, намного выше. Это первая причина.
Вторая: не ошибается тот, кто ничего не делает. У нас в стране утрачены навыки проектирования крупных проектов, территориально-промышленных комплексов. Если это делать сейчас, то ошибки неминуемы. Ведь независимые и при этом профессиональные эксперты (по крайней мере в инженерном деле), боюсь, устранены как категория.
А если ничего не делать, то и ошибок не будет. В условиях, когда правящая тусовка полностью освобождена от ответственности, им просто незачем работать. «Захотелось поработать, - ляг поспи, и все пройдет».
Третья причина - либеральная идеология, по которой государство вообще ничего делать не должно и тем более не должно организовывать развитие. Если вы от имени государства затеяли какое-то развитие, то, с точки зрения либералов, вы замышляете идеологическое преступление, за что вас надо сжигать на костре, как еретика.
В целом государство, насколько можно судить, вот уже более 13 лет последовательно и принципиально отказывается от развития как такового.
Есть и сугубо административная причина: если от стратегии разрушения перейти к стратегии развития, то главным ведомством будет занимающееся этим развитием - Министерство экономического развития, или промышленности, или транспорта, - но точно не Минфин. А сейчас у нас он главный, так как он, похоже, делает главное для государства: замораживает деньги в бюджете и выводит их за границу. И Минфин, разумеется, не хочет отдавать свое доминирующее положение.
- Если говорить о ведомствах, то как Вы оцениваете то, что Владимир Путин создал министерство ЖКХ и строительства и поставил на эту должность бывшего губернатора Ивановской области Михаила Меня? Кроме того, Мень теперь будет курировать как раз олимпийские стройки, о которых мы говорили в начале беседы.
- Эту ситуацию я расцениваю, как бред. ЖКХ и строительство - разные функции. Конечно, когда-то они были объединены в Госстрой, но в советские времена был и спецстрой, и много различных видом промышленного строительства. А сейчас и ЖКХ, и строительство вполне могли бы быть в ведении Министерства регионального развитии, а если бы все было совсем хорошо, то в Министерстве экономического развития.
Это одна из плохих советских привычек: если есть проблема, то давайте для ее решения создадим министерство или ведомство и на этом успокоимся. Поставим во главе его какого-нибудь симпатичного человека, которого не жалко. На Меня, например, повесили Олимпиаду в Сочи, где он уже ничего не сможет изменить. До Олимпиады осталось меньше трех месяцев, и остается только тихо молиться. Как мне ответил один из ликвидаторов аварии на Саяно-Шушенской ГЭС на вопрос о том, выстоит ли плотина в паводок: «Ну не знаю, от нас уже ничего не зависит. Повезет или не повезет». Повезло.
Также и с Сочи может повезти или нет, но от Меня это точно не будет зависеть. Там все просто. Например, Имеретинская низменность: карстовые пустоты. Если вы хотите, чтобы наверху там что-то серьезное стояло, надо вбивать сваи длиной 80-100 метров. Какой же нормальный строитель в условиях, боюсь, всеобщего распила и отката, а также полной бесконтрольности будет вбивать такие длинные и дорогие сваи? В тех краях уже бытуют легенды, что после завершения Олимпиады все построенное немедленно распилят на куски и перевезут в некоторые более счастливые места. На этой почве даже там культивируется дикая зависть к другим регионам, хотя вроде все, наоборот, должны завидовать им.
- Возвращаясь к вопросу о целесообразности нового министерства. Вы считаете, что оно не имеет смысла?
- Во-первых, у него нет реальных полномочий. Прежде всего, министерство должно разработать федеральный стандарт в области ЖКХ и беспощадно карать муниципальные органы власти, водоканалы и прочие коммунальные монополии, которые будут его нарушать.
Но местные органы власти формально не входят в государство. Поэтому, в частности, сейчас некоторые города-миллионники вроде Волгограда к зиме готовит прокуратура. Что тут сделает министерство?
Далее. Новое министерство должно иметь возможность делать так, чтобы Минфин в рамках бюджетной политики обеспечивал регионам достаточные средства. Эти полномочия господину Меню никто не даст, потому что Минфин делиться точно не будет.
Поэтому, как бы мы ни относились к Меню, необходимых полномочий у него нет. Он будет давать прекрасные интервью, рассказывать о хорошей политике, будет ремонтировать здания (это святое, смысл существования если не Министра, то уж его завхоза).
Я скептически отношусь к вашему бывшему губернатору, но в данном случае, даже если бы он был суперэффективным менеджером, он бы ничего не сделал просто потому, что у него нет полномочий.
- К теме скептицизма. Уходя с поста губернатора, Михаил Александрович назвал себя антикризисным менеджером, который выполнил свою функцию перед регионом...
- Боюсь, он просто вовремя ушел. Но винить его в том, что он не изменил ситуацию в области, я бы не стал. Для того чтобы что-то изменить в вашем регионе, нужно быть действительно эффективным управленцем. Ивановская область — одно из самых несчастных мест России. Хуже, наверное, только в Тверской области (где жителям совсем не повезло с губернатором), в Ставрополье (где, похоже, просто идет этническая чистка), в Забайкалье, Бурятии, Амурской области (там что бы вы ни производили, до рынка сбыта не дойдет). В Ивановской области ситуация объективно тяжелая: при Советской власти здесь было создано машиностроение и развивалась легкая промышленность. Машиностроение было не абы какое, а военное, точное и станкостроение. Именно то, которое было уничтожено в первую очередь, как и легкая промышленность. А народу здесь живет много.
То, что успехи господина Меня в Москве не были заметны, это точно. Он не куролесил, скандалов не устраивал, червяков у себя на тарелке на кремлевских приемах не находил (Михаил Геннадьевич имеет ввиду случай с губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным, который разместил в блоге фотографию червя в тарелке — прим.ред.), а если находил, то не скандалил понапрасну, а культурно кушал.
- Вы сказали, что заслуги Меня не заметны в Москве, а как же развитие Плеса, которое приписывают бывшему губернатору?
- Плес в Москве знаменит со времен Левитана, - Левитан тоже заслуга Меня? Плес - классический пример удачного местного самоуправления. Собрались люди и сделали, благо, место было известное и в столице, и в Питере. Дошло до того, что поставили шлагбаум и на въезде решали, кого пускать, кого нет. Губернатор тут явно ни при чем.
(Михаил Геннадьевич достает из стола обломок кости мамонта — прим.ред.)
- Это я приобрел в Плесе у местных археологов - на рынке, но с сертификатом. Вот даже подобными сувенирами там торгуют. Причем здесь Мень, непонятно. Разве что милицию не натравил, - но и на этом спасибо, пусть будет его достижение, его заслуга.
- Однако когда на Плес стали выделять серьезные средства, то местных серьезно подвинули. Ушел с поста прежний глава Алексей Шевцов, по совместительству один из крупных владельцев ресторанов и гостиниц в Плесе.
- Все правильно: пошел финансовый поток, пошли туристы. Это перестало быть просто хобби, на этом стало возможно зарабатывать. Это у нас Василий Шуйский 400 лет назад, когда крест целовал, обещал защищать собственность. А нынешние власти на этом крест не целуют, для них это необязательно.
- Тем не менее Меня запомнят в области именно Плесом. Чем его запомнят в Сочи?
- Был у него Плес: для него, похоже, игрушка. Но этот проект развивался сам собой. Если в Плесе и воровали, то я сомневаюсь, что много. Что касается Сочи, то, боюсь, некоторые эту Олимпиаду воспринимают прежде всего именно как инструмент воровства. Дай Бог, чтобы господина Меня взяли туда не для того, чтобы сделать козлом отпущения. В том, что будет происходить плохого, он в значительной степени не виноват, - равно как и в том, что, если там будет что-то хорошее, это, скорее всего, тоже не его заслуга.
- Если отойти от Олимпиады в Сочи и коснуться изменений в системе ЖКХ?
- Работая честно, управляющая компания заработает порядка 5% рентабельности. Так зачем им работать, если они могут просто положить деньги в банк под 8%.?Поэтому слишком часто это воровские компании. Мень предложил их упразднить, но что взамен?
ЖКХ — это произвол монополий, и местные власти с этим ничего сделать не могут. Даже господин Лужков, не боявшийся президентов, не смог справиться с Мосводоканалом: начни он с ним бороться, Москва бы осталась без воды.
Чтобы это исправить, нужно с федерального уровня давить коммунальныемонополии. Для этого нужны полномочия и умения, но у Меня нет ни того, ни другого.
Вторая важная проблема — аварийное жилье. С одной стороны, кварталы пустующего шикарного жилья, с другой - люди, живущие в бараках, как после войны. Ситуацию можно решить, но это опять же не министерские полномочия. Чтобы забрать у спекулянтов и отдать в социальную аренду жителям (пусть даже плата с этого пойдет спекулянтам), нужен уровень выше. У господина Меня не хватит, боюсь, смелости об этом даже подумать.
Третья проблема - введение энергетического, а потом и водяного пайка с диким задиранием платы за превышение нормы.
- Вы считаете, что энергопаек не фантастика, а обозримое будущее?
- С 1 января 2014 года он должен был быть введен, но я думаю, что его отложат еще на год, так как мало информации о ходе экспериментов по его введению. Но он все равно появится позже. А учитывая, как у нас течет из всех труб, платить жители будут много. Если снизить до норматива потери тепла на территории России, я подозреваю, глобальное потепление прекратится само собой. 10 лет назад потери составляли 37% тепла, сейчас, думаю, уже за 40%. И какие бы хорошие счетчики ни стояли у меня в квартире, - за горячую воду, бегущую на улице, так или иначе все равно буду платить я. Вот и вся экономия.
- Сейчас, кстати, любят ставить нам в пример экономию ресурсов в Европе.
- Это целенаправленная пропаганда того, чтобы человек жил для того, чтобы он платил, а не для того, чтобы он чувствовал себя по-человечески. Такими темпами мы скоро начнем платить за воздух. Это уже не выглядит фантастически. Ведь леса принадлежат кому-то, а они вырабатывают воздух. Вы дышите – и, выходит, бесплатно потребляете продукт чужой частной собственности. А это воровство, как нас убеждают лоббисты монополий в сфере интеллектуальной собственности. И, значит, вас нужно лишать воздуха, чтоб вы его не воровали, или заставить платить за каждый вдох. Согласитесь, данный пример выглядит странно, но ситуация с водой и энергией практически та же самая.
Только зачем нужна такая коммуналка и такое государство, которое хочет вернуть нас в средние века? Кроме тех, разумеется, кто нас грабит и живет в фешенебельных странах.
Я прекрасно знаю эту европейскую систему, когда на дом греется полбака воды, и если есть гости, то последний моется холодной водой. Но это ведь не по-человечески. Почему-то мы говорим, что не хотим воспитывать своих детей гомосексуалистами, в отличие от Европы, - и это хорошо. А почему мы считаем плохим другое свое отличие от Европы, - то, что мы хотим мыться горячей водой? А вот такое отличие, как отсутствие справедливого суда и дикая коррупция почему-то никого во власти всерьез, насколько могу судить, не задевает.
- Если говорить о прогнозах на 2014 год, то что ожидать населению? Как изменится уровень жизни? Возможны ли экономические потрясения?
- Лучше уже не будет. Кризис надолго. Если вам будут говорить потерпите месяцок, год, а потом выдохнем и заживем, - это неправда.
У нас сейчас сильно ослаб рубль, но к Новому году он немного укрепится. Пока Олимпиада не закончится, он будет стабилен, но после ослабеет минимум на 10-15%. Это объективно, так как мы вступили в ВТО. Государство лишило себя возможности поддерживать конкурентоспособность экономики привычными для себя методами, новых не изучило, - остается только девальвация. Поэтому если у вас есть деньги в рублях, то до конца Олимпиады есть смысл купить валюту. Сию секунду это делать не надо, так как пока рубль может укрепиться.
Социальная сфера будет разрушаться. До августа срыва в системный кризис не произойдет, дестабилизации не будет, так как у государства есть запас прочности. А после августа может произойти все что угодно: можем проскрипеть еще года четыре, а можем завалиться сразу, еще летом.
В 1993 году обошлось не очень большой кровью, в 1998, 1999, 2004 и 2008 году тоже обошлось, но бесконечно вести не может.
- Что вы посоветуете делать гражданам?
- Прежде всего, вступать в общество охотников и рыболовов, так как ни на какую полицию в условиях срыва в системный кризис рассчитывать не придется. Запасаться консервами пока рано. Но нужно максимально вылечиться. В условиях кризиса лечиться будет тяжело, а может, и не у кого. Обзавестись максимальным количеством друзей. Старая добрая поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» продолжается так: «Деньги отнимут, друзья останутся». Учите и правильно воспитывайте детей: сейчас это тяжело, но важно. И запасайтесь валютой. Но подчеркну, что до августа готовиться к самому худшему пока не надо, до этого момента нам еще дадут подышать.
Наша справка:
Михаил Геннадьевич Делягин - известный российский экономист и политолог, в разные годы сотрудник Группы экспертов Ельцина, советник А. С. Куликова, С. Игнатьева, Б. Немцова, Ю. Д. Маслюкова, Н. Е. Аксененко, Е. М. Примакова, М. М. Касьянова. Автор более чем тысячи статей, 13 монографий (наиболее известны "Экономика неплатежей" (1997), "Мировой кризис. Общая теория глобализации" (2003), "Россия после Путина" (2005), изданная сразу 15-тысячным тиражом, "Драйв человечества" (2008), "Кризис человечества. Выживет ли Россия в нерусской смуте" (2010), руководитель авторского коллектива книги "Практика глобализации. Игры и правила новой эпохи" (2000).
Длительное время был самым молодым доктором экономических наук (1998). Почетный профессор (2000) Цзилиньского университета (Китай). Академик РАЕН (2004). Удостоен Медали им. В.В.Леонтьева "За достижения в экономике" (2011).