Утром 20 ноября в администрации Кинешмы представителям всевозможных служб было объявлено о суточном отключении в городе водоснабжения. Отключение это имело неожиданный характер и на его причины стоит взглянуть пристрастно.
Представители МЧС, полиции, управляющих компаний ЖКХ, городской больницы и даже комитета по культуре и туризму — все они и не только собрались в актовом зале администрации для того, чтобы услышать о, казалось бы, обычном для города нюансе, связанном с отключением воды. Причины отключения не были обозначены, и лишь Владимир Стариков, консультант по вопросам ЖКХ, благоустройства, тарифов и ценообразования, обмолвился об аварийной ситуации на «Водоканале», пеняя на то, что это не ново под луной. Его посыл адресовался заместителю начальника территориального отдела Роспотребнадзора Владимиру Брыкалову, который вдруг заговорил о необходимости создания инвестиционной программы по строительству резервного накопительного резервуара на ГВС-2.
Давайте же разберемся в сути произошедшего диалога. Первое — говоря об аварийной ситуации, Владимир Стариков имел в виду прорыв основной и единственной водозаборной трубы в поселке Октябрьский. Второе — говоря о резервном резервуаре, Владимир Брыкалов имел в виду, что такая жизненно важная для города система, как водоснабжение, обязательно должна быть дублирована, чего у нас абсолютно нет. То есть любая сколько-нибудь серьезная внештатная ситуация на водозаборной станции грозит тем, что Кинешма и Наволоки на время ремонтных работ будут оставаться без воды, а то и без тепла. Это неизбежная судьба двух городов, их черная карма.
Строительство существующей системы водоподготовки осуществлялось в рамках реализации мероприятий генерального плана развития Кинешмы, который разрабатывался и утверждался в 1970-1980 годы. Согласно генерального плана предусматривалось увеличение населения города до 120 тысяч человек (с перспективой до 150 тысяч) и вместе с тем не беспочвенно ожидалось появление новых промышленных предприятий.
Строительство водозаборных сооружений города было запланировано в две очереди. Строительство первой очереди ГВС-2 было реализовано в середине 1980 годов. Оно заключалось в возведении блока водоочистных сооружений и одного накопительного резервуара объемом 10 тысяч кубических метров воды. Постигшие всю страну экономические бедствия 1990 годов не позволили реализоваться второй очереди строительства ГВС-2. К тому же и население города прекратило увеличиваться, поспешив умирать или разъезжаться по другим городам. Объемы промышленности также не оправдали былых чаяний об их росте, кинешемская промышленность в массе своей издохла, а, вернее, пошла под нож, как скотина.
Тем не менее, необходимость второго накопительного резервуара не отпала. Избежать перерыва в подаче воды населению Кинешмы и Наволок возможно лишь при его наличии, что и предусматривалось со 2-ой очередью блока очистных сооружений. Примечательно, что даже в богом забытом Заволжске резервуаров ровно два, там успели ими обзавестись и там не бывает таких, как у нас перебоев с водоснабжением.
- В рамках строительства городских водозаборных сооружений №2 было предусмотрено строительство второго резервуара чистой воды объемом 10 тысяч кубометров, - говорит Алексей Волков, первый заместитель главы администрации Кинешмы. - К сожалению, по ряду причин резервуар не был построен и водозаборные сооружения были запущены с одним резервуаром. На данный момент в администрации города рассматривается вопрос разработки проектно-сметной документации по строительству второго резервуара. Это в свою очередь станет одним из этапов, который будет направлен на обеспечение бесперебойного водоснабжения в городском округе.
Таким образом, перед Кинешмой стоит еще одна очень важная и сложная проблема, от которой никуда не деться. Слезы о тотальном безденежье, вроде бы, уже не к лицу нынешней власти. Сейчас популярно вещать о стабильности и каком-никаком экономическом росте. Плюс к тому — уже неактуально грустить о не построенных в Кинешме новых предприятиях и не рожденных в 1990-е детях. Второй резервуар возможно оборудовать в рамках действующего законодательства. Это положения Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и «Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций , осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №641.
Если же рассуждать только лишь меркантильно, то и здесь администрации следует ускорить свои решения в пользу большого строительства, нежели в пользу авось да кабы. В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, отключение воды может быть не долее 8 часов суммарно в течении одного месяца и 4 часов единовременно. Все, что свыше того, обязано повлечь перерасчет стоимости за воду. У нас ведь отключения традиционно длятся и по два и по три дня. А ну как тысячи граждан и десятки организаций и предприятий затребуют однажды компенсировать им «сухие» дни? И они будут правы.
Мало того. В случае отключений воды на какие бы то ни было сроки работа различных социальных объектов города автоматически ставится вне закона. Взять, например, любой детский сад. По специальным нормам на приготовление одного блюда требуется десять литров холодной воды и два литра горячей. Завтрак предполагает два блюда, обед — три. Умножаем на количество детей в детском саду, например, на 100... Сложно представить, какими емкостями должны обладать детские сады, чтобы вдосталь запасаться живительной влагой. Та же картина со школами и больницами.
- Наших резервуаров не хватает, - выступил 20 ноября главный врач ЦГБ Сергей Аминодов, - у нас пациентов привозят со всего района. Если завтрак и обед мы обеспечим, то ужин и завтрак следующего дня уже нет. Самых тяжелых больных мы будем отвозить в Иваново.
Следующая проблема — отопление. В упомянутый день руководитель МУП «ОК и ТС» Михаил Батин высказал опасение, что в течение безводных суток в некоторых районах города могут возникнуть перебои с теплоснабжением. Так, в котельной №15 на «Красной Ветке» резервная емкость вмещает 60 кубов, а реальная потребность в воде составляет 400 кубов. Одни кинешемские котельные могут работать без подпитки до 3 суток, а другие — менее одних суток. Выход в данном случае, конечно, есть — организация подвоза воды пожарными машинами. Однако страшно представить, насколько оправдают себя указанные меры, если однажды, не дай Бог, произойдет серьезная авария не осенью, а, скажем, в крещенские морозы. Все мы, независимо от благосостояния и занимаемых должностей, можем стать обитателями ледяной Сахары.
- Это мы проходили не раз, - сказал о случившемся директор МУП «Водоканал» Владимир Дряницын. - Изношенность коммунальной структуры большая.
Но спасибо тому же «Водоканалу» и непосредственно Владимиру Геннадьевичу за то, что 21 ноября ремонтные работы были произведены таким образом, что город практически не ощутил отключения воды. Все сутки вода продолжала поступать в краны, пусть иногда и тонкими струйками.
Единственными жертвами объявленного, но не состоявшегося отключения стали разве что родители малолетних детей. Посреди рабочей недели на два дня подряд закрылись детские сады, и мамы-папы сбивались с ног в поисках временного приюта для своих чад. Посему руководители управления образования Кинешмы достойны поощрения в виде букетов из символизирующих железную волю клематисов, а в кабинетах управления следует повесить портреты «железной леди» Маргарет Тетчер. Гибкость ума и мягкость сердец здесь не в почете.