Что вы скажете о Юрьевце? Скажете, что это образец умирающей провинции, из которой любой, у кого есть голова на плечах, спешит уехать? Так оно и происходит, но в то же время там живёт, не побоюсь этого слова, феноменальный приезжий. Это мастер претворять
Что вы скажете о Юрьевце? Скажете, что это образец умирающей провинции, из которой любой, у кого есть голова на плечах, спешит уехать? Так оно и происходит, но в то же время там живёт, не побоюсь этого слова, феноменальный приезжий. Это мастер претворять в жизнь свои мечты и быть свободным от всего и вся. У него и шапочка имеется с вышитой буквой «М», как у героя «Мастера и Маргариты».

- В детстве я говорил маме, что буду жить в зелёном городе на большой реке, и в моём доме будет мастерская, - рассказывает Виктор Павликов, поджаривая на углях рагу из оленины во дворе собственного особняка в Юрьевце.
Этот особняк необычной для Юрьевца и вообще для России архитектуры. В 1910 году его построил лесопромышленник Ефимов, о котором в юрьевецком архиве не сохранилось никаких сведений. Также до сих пор неизвестно, в каких Европах Ефимов позаимствовал идею и стиль для своего строения, в котором 50 высоких окон, расположенных в два яруса. Понятно одно – хозяин был страстным любителем экзотики, ведь стёкла в то время стоили дорого, а практической пользы при нашем климате не имели.
Богач-оригинал успел пожить в особняке 7 лет, вслед за чем советская власть размещала здесь детский сад, музыкальную школу и мастерскую ремёсел. В 1990-е в этих стенах поселилась булгаковская «старуха с клюкой» - разруха, и здание, считай, погибло.
Казалось бы, конец истории, но в 1999-м году дом купил Виктор Павликов, который приехал в зачахший Юрьевец из Кемерово. Никакого капитала, если не считать поварского образования и желания обрабатывать дерево, он с собой не привёз. В Юрьевце парень сконструировал свой первый токарный станок, начал вытачивать для церквей иконостасы и разную утварь, заработал на этом 600 долларов и купил то, на что никто другой не позарился бы.
- В доме 330 квадратных метров, а въехал я в него 15 декабря, - вспоминает Виктор. – Жить пришлось в одном единственном помещении, где затем появился гостевой туалет. Сейчас, чтобы протопить весь дом, на сезон приходится покупать по 6 машин дров. В Юрьевце ведь до сих пор нет газа.
Чтобы восстановить дом Ефимова, мастеру потребовалось 10 лет. В этом ему стала подмогой мастерская, о которой он мечтал с детства. В ней же он вытачивал на продажу изделия из дерева, реставрировал на заказ мебель, а вырученные деньги вкладывал опять же в восстановление.
И дом стал, как Нарния. Заходишь и, любуясь, теряешься в его пространствах. Вот, например, перед тобой просторный каминный зал, вот зал с инсталляцией на стене «Аминокислоты творчества» (см. фото), вот кинотеатр (!), а вот рабочий кабинет с удивительным креслом для чтения. В кресле можно полулежать, а книгу перед тобой удерживает деревянный механизм.
Снаружи дом не огорожен, и любоваться им может каждый. Виктор признаётся, что зависть юрьевчан никогда на себе не испытывал:
- Они же наблюдали мою работу по этапам и понимали, чего мне это стоило. Также и я. Вижу, к примеру, дорогую машину, и понимаю, что за ней стоит либо адский кредит, либо адская работа.
Мастер не остывает к работе и поныне – строит по старинным технологиям ещё один дом и вытачивает на продажу деревянные изделия. Хотя над ним никто не стоит, отдыхать он позволяет себе лишь по воскресеньям. 6 дней в неделю он не снимает рабочей одежды и подсумка с инструментами. Про главное же своё детище мастер продолжает:
- Теперь в Юрьевце это единственный старинный дом, которому сохранена жизнь. Это страшно! С одной стороны виновато правительство страны, а с другой сами юрьевчане стали инертными. Они не любят свой город, как чемодан без ручки, и стараются уехать из него. А я говорю на это: после войны люди возвращались на пепелища, рыли землянки, пахали на бабах, но не уезжали. Вообще русский человек, потерял себя. Изначально он -созидатель, а стал потребителем. И потом мы ведь народ, который всегда продвигался на север, туда, где труднее, но где есть воля и свобода. Вспомните того же Ермака. Если бы я жил в большом городе, то мне пришлось бы подчиняться его правилам, а здесь я свободный.
С 2009 года он стал принимать за энную плату в доме гостей, которые поехали к нему со всей России и из заграницы. Но Виктор категорически против того, чтобы его дом называли коммерческим проектом.
- Это мультизадачный дом, - протестует он. – Летом для гостей, а остальное время для созерцания и творчества. Недавно журналисты «России 24» спросили меня, почему люди ко мне едут. Я ответил: «Это усталый народ, который хочет просто поговорить». Те же москвичи признаются мне, что тоже хотели бы получить такую свободу, какая у меня. Я им говорю: «В чём проблема? Сдайте под съём свою квартиру, и на эти деньги заживёте в Юрьевце, как боги». Но они боятся, потому что кроме мажорных привычек и вещей, за душой у них ничего нет. А в Юрьевце можно жить только самим собой.
Пригодилось ему и образование повара. Насчёт этого он смеётся:
- Как-то слышал разговор двух москвичек, которые рассуждали, какую кухню лучше купить, за два или за три миллиона. У меня кухня сделана из люка от колодца и двух канализационных труб, а готовлю я такие блюда, которые в московских ресторанах могут позволить себе только состоятельные люди.
Мастеру сейчас 51 год, и недавно он чуть было не повиновался новой мечте – захотел стать управляющим какого-нибудь старинного замка в Европе. И только ему пришло такое в голову, как очередной его гость оказался французом, владеющим фамильным замком. Француз глянул на хозяйство мастера и немедленно предложил ему место управляющего.
- Я не согласился, - без сожаления признаётся Виктор. – Решил, что буду воевать здесь. На страничке «Вокнтакте» мой статус представлен в виде строчки из песни Насти Полевой «Тацу»: «Император велел нам здесь оставить солдата». Вот и я чувствую себя последним солдатом, а мой дом – это форпост на пути вымирания. Русский человек и один в поле воин.
P.S. На открытии кинофестиваля имени Тарковского «Зеркало» Виктор Павликов встретился со Станиславом Воскресенским и предложил ему новую концепцию фестиваля, а также новое оформление экрана для уличного показа фильмов.
- Из фестиваля должна уйти чернуха, и он должен стать для зрителя пинком к исправлению, как это было в творчестве Тарковского, - говорит Виктор. - Экран же я предложил сделать в виде зеркала. Когда человек смотрится в зеркало, он хочет видеть себя лучше, а мы сейчас привыкли видеть себя в искажённом отражении витрин.
Так что если на следующем фестивале появится новый экран, то знайте, в какой мастерской и кем он сделан.
ВРЕЗ!!! Виктор Павликов о своих доходах:
- Я не богатый. Посмотрите, какая у меня машина – это старенькая «Нива». Бывают вообще «провисы», когда реально нет денег. Однако качество моей жизни выше, чем у тех, кто богат. Плюс я не знаю стрессов, а они неестественны для человека.
ВРЕЗ!!! Виктор Павликов говорит, что в руках у него постоянный чёс, и он не устаёт осваивать новые ремёсла. К тому же он страстный книгочей и сочинитель.
- Уверен, что счастье человека в различном творчестве, в работе. Современный же человек хочет зарабатывать, но в то же время ничего не создавать.