С 21 января вступил в силу новый закон о донорстве. По нему отменяется денежная плата за кроводачу.
Исключение составят только редкие III и IV группы крови. За них по-прежнему будут выплачиваться деньги, а вот за остальные группы люди станут получать талоны на питание либо сами продукты питания по месту сдачи крови. Вопрос: зачем это понадобилось? Либо Минздрав решил отвадить доноров, остро нуждающихся в деньгах, полагая, что социальному неблагополучию всегда сопутствует «грязная» кровь, либо умные люди решили обуздать Москву, где донорские составляют сумму 4-6 тысяч рублей против жалких двух сотен рублей, выплачиваемых в провинции. Впрочем, министерская душа — потемки, и потому взглянем на то, как данное нововведение воспринимается у нас.
- По-моему, это очень неправильно, - говорит Татьяна Быстрова, медсестра хирургического отделения ЦГБ. - Наоборот, надо платить больше, привлекая тем самым новых доноров.
Того же мнения придерживается Дмитрий Петровский, в прошлом активный донор и обладатель редкой группы крови I(-).
- Отмена денежных выплат, по моему мнению, скажется отрицательно на желании людей сдавать кровь, - уверенно поясняет он. - У доноров и без того отняли много льгот, а тут лишают их последнего стимула. Правда, остается еще такой положительный момент, как два дня отпуска за каждую кроводачу, но в современных реалиях, когда большая часть работодателей является частниками, донор может только разозлить свое руководство.
Кассир банка Татьяна Голодкова поддерживает первых двух респондентов:
- Сама я не донор, но моя сестра постоянно сдает кровь и, думаю, ее огорчит это нововведение, - говорит она. - Пусть бы человек сам решал, какие ему нужны продукты и покупал бы их на свой вкус.
- Зря они отменяют деньги, - уверена Людмила Кузьмичова, пенсионер. - Желающих сдавать кровь, скорее всего, уменьшится.
Еще более категоричен пенсионер Алексей Песков:
- Неправильно сделали. Надо, чтобы и давали питание, и платили, и суммы выплат подняли бы.
Мы опросили куда больше людей, не только указанных, и все они единодушно высказываются против нового закона. Однако иного мнения о проблеме придерживается Надежда Симонова, заведующая Кинешемского филиала ГУЗ «Ивановская областная станция переливания крови».
- Во-первых, я хочу уточнить, что как таковых вознаграждений за кровь не существует, в принципе, - говорит она. - Есть денежная компенсация на питание, которое требуется для восстановления сил после сдачи крови. То есть само собой подразумевается, что полученные донором деньги должны пойти именно на продукты питания, а не на какие-либо предметы быта. Поэтому нововведение по своему смыслу будет полностью соответствовать прежней системе выплат. В настоящее время филиалы «Ивановской станции переливания крови» пока не перешли на выдачу талонов либо продуктов, но головная станция в Иванове уже начала выдавать донорам тушенку, шоколад и другие продукты. Очень, кстати, качественные. Что же касается вероятности уменьшения желающих сдавать кровь, то я считаю, что катастрофы ждать не следует. У нас и сейчас платных доноров — единицы. Поясню, что к платным относятся те доноры, которые не хотят становиться в будущем почетными донорами и им к основной компенсации начисляются небольшие суммы за каждые 100 мл крови. Если группа крови у человека редкая, то сумма начислений равняется 40 рублям. Согласитесь, что это не так уж и много. В основной же своей массе наши доноры не ищут выгоды, а идут к нам из благих побуждений. Среди них только почетных около полутора тысяч человек. Также хочу развенчать стереотипное мнение, что кровь сдают преимущественно асоциальные элементы. Это совсем не соответствует истине и более того, невозможно. Помимо тщательных обследований здоровья потенциального донора, мы обращаем внимание на его состояние в данный момент и не допускаем к сдаче крови даже тех людей, у которых есть признаки похмелья. Еще раз повторюсь: нововведение не должно навредить донорству.