Автопарк важнейшей экстренной службы города крайне изношен! Важнейшая служба в городе ездит на автохламе, который удается использовать лишь благодаря героическим усилиям механиков «Скорой». Где взять новые машины для «Скорой помощи»?
Каждый день я вижу, как мимо проносятся автомобили «Скорой помощи». Изрядно потрепанные, с ржавыми узорами на дверях, они мчатся, чтобы медики смогли спасти чью-то жизнь.
«Здоровье» закончилось…
Золотым периодом в жизни Кинешемской станции «Скорой помощи» по праву можно считать 2006-2007 годы, когда автопарк был фактически целиком обновлен по программе национального проекта «Здоровье».
- Раньше мы финансировались муниципалитетом, автомобили нам закупал областной департамент здравоохранения, - вспоминает Валентин Горбашев, главный врач кинешемской станции «Скорой помощи». – Однако транспорт и тогда оставлял желать лучшего. Это было общероссийской проблемой, на которую обратили внимание на уровне федерального правительства. И в 2006 году началась реализация национального проекта «Здоровье», который в себя включал ряд улучшений в сфере здравоохранения. В том числе по программе выделялся автотранспорт для «Скорой помощи». Если раньше у нас были только санитарные УАЗы, которые мы по минимуму дооборудовали, то с нацпроекта мы получили автомобили разных категорий. Класс «А» - машины для неотложной медицинской помощи и транспортировки в стационар. Оборудование для работы фельдшера. Класс «B» - самый подходящий для оказания скорой медицинской помощи. Здесь и аппараты ЭКГ, и дефибриллятор, и другое медицинское оборудование. В машине различные укладки: врача скорой помощи, для оказания помощи при ДТП, и других направлений. Класс «С» - реанимобиль.
3 ноября 2006 года станциям «Скорой помощи» Ивановской области вручили новые автомобили. В этот знаменательный день Кинешме впервые достался щедрый презент - аж в пять карет «Скорой помощи» класса «B». А в 2007 году в продолжение программы в город пришло еще три таких же автомобиля.
- Практически одномоментно мы обновили весь автопарк, ну и естественно также «одномоментно» он пришел в негодность, - сожалеет Валентин Брониславович. – Потом в 2012 году нам вручили два автомобиля: Фиат и УАЗ, а еще в 2014 году два УАЗа.
Здесь стоит оговориться, что речь идет о станции «Скорой помощи» Кинешмы, сейчас же в ее состав включили и «подстанции» городов Юрьевца, Заволжска и Наволок.
- Общий износ автопарка более 80%, - говорит Валентин Горбашов. – При этом ситуация на подстанциях в других городах лучше, так как автомобили используются реже и пробегают меньше, чем в Кинешме, где транспорт используется круглосуточно и практически без перерывов. Основная масса кинешемских автомобилей имеет износ 100%. При этом есть базовый указ министерства здравоохранения, в котором написано, что автомобиль «Скорой помощи» не может использоваться более пяти лет. В этом году пяти нашим автомобилям исполнилось по десять лет. Одного из них уже нет физически, так как он был разбит в автокатастрофе (по вине другой стороны). Фактически машины отработали по два срока.
Не дать каретам развалиться
До встречи с Валентином Брониславовичем я пообщался с рядовыми работниками «Скорой помощи» и что интересно, так это единодушие начальства и коллектива в оценке ситуации. В отличие от других государственных инстанций, никто не скрывает реального положения вещей. Всех в этой ситуации, как истинных медиков, волнует, прежде всего, один вопрос – сможет ли машина вовремя доехать к больному.
- К счастью еще не было таких случаев, когда мы из-за поломки автомобиля не успевали к больному, - рассказывают рядовые медики. – Но поломки во время выезда к пациентам случались. К пациенту экстренно направлялась другая машина «Скорой». Чтобы избежать таких «форс-мажоров» перед сменой все машины проверяют. И как правило, каждое утро авто из-за разных причин ремонтируют, так как их износ колоссальный.
Не дают автомобилям окончательно развалиться начальник гаража «Скорой помощи» и несколько механиков. Именно на их плечах держится техническое состояние всего автопарка.
- Хочу отметить просто героическую работу наших механиков, - говорит руководитель «скорой». – Это люди энтузиасты, которые работают и днем, и ночью. Выходят на работу в любое время, когда потребуется.
- Начальника гаража вызванивают в любое время суток, - вторят Валентину Брониславовичу медики. – Он понимает, что если промедлить и оставить машину сломанной, то для кого-то это может означать просто смерть.
- Машины ломаются постоянно, но останавливать процесс работы нельзя, - говорит Сергей Силин, начальник гаража кинешемской станции «Скорой помощи». – Поломки бывают самые разнообразные, в основном связанные именно с износом. Немаловажную роль играют условия эксплуатации автомобилей. Когда зимой срочный вызов, то водители не могут как следует прогреть двигатель. Кроме того у нас много разбитых дорог, и это также плохо влияет на состояние транспорта. «Скорые» нередко застревают на нечищеных улицах частного сектора. Их приходится откапывать, а иногда даже просим помочь МЧС. Спасатели выдергивают машину каким-нибудь «ЗИЛом» и для кузова кареты «Скорой помощи» это тоже не очень хорошо.
Сколько нужно машин?
Узнав полный расклад по состоянию автопарка «Скорой помощи» я спросил Валентина Брониславовича: «Сколько бы Вам хотелось получить новых автомобилей?»
- Хотя бы три, а лучше пять, чтобы три в Кинешму, и по одному в Юрьевец и Заволжск, - признается он.
Получив такой ответ, я понимаю, что главврач остается реалистом и даже в мечтах называет весьма скромные цифры (это при том, что семь машин уже отслужили практически по два срока, одна разбита, и две морально устареют в следующем году), поэтому я не отстаю и продолжаю спрашивать: «А если в идеале? Сколько надо, чтобы снять проблему изношенности автопарка?»
- Десять автомобилей смогли бы полностью решить проблему.
По закону на десять тысяч населения приходится одна бригада «Скорой помощи». По трем районам Кинешемскому, Заволжскому и Юрьевецкому круглосуточно работает 14 бригад.
Ложка меда в бочку дегтя
За счет средств Кинешемской центральной районной больницы закуплен новый автомобиль «Соболь». В скором времени он поступит на станцию «Скорой помощи». Машина подходит под класс «B», однако не оснащена всем необходимым медицинским оборудованием. Стоимость автомобиля 1,5 миллиона рублей, а оборудование стоит 1,7 миллиона. То есть мало купить машину, ее еще нужно практически на такую же сумму оснастить нужными приборами. И все бы ничего, если бы не законодательство, по которому сейчас руководство «Скорой помощи» может покупать медицинское оборудование стоимостью не выше 100 тысяч рублей. И это при том, что тот же дефибриллятор стоит 135 тысяч!
- Мы будем сами дооборудовать эту машину, - говорит Валентин Брониславович. – К счастью у нас есть определенные запасы оборудования, которое мы сможем поставить на новый автомобиль.
Что делать?
Выйдя из здания «Скорой помощи», я поднял голову вверх и в очередной раз прочитал давно известную мне надпись «Родильный приют имени И.Л.Душина». Иван Леонидович был в Кинешме городским головой. И в конце 19 века он основал в нашем городе родильный приют. Сначала тот располагался на улице Московской (сейчас Ленина) в деревянном двухэтажном здание, которое на сегодняшний день не сохранилось, затем переехал сюда на улицу Вознесенскую (теперь Советскую, дом 43). Прошло больше ста лет и по сей день здание выстроенное усердиями городского головы служит на благо кинешемцам.
Сможет ли кто-то из наших новых руководителей города похвастаться таким ощутимым вкладом в развитие Кинешмы? Думаю, что нет.
Я искренне надеюсь, что перед выборами в Госдуму найдется кандидат, который вместо того, чтобы тратить миллионы на предвыборную компанию, подарит Кинешме карету «Скорой помощи». Возьмите пример с кинешемского городского головы Ивана Душина. Сохраните свое имя в веках.
Цена автомобиля «Скорой помощи» класса «B» с оборудованием стоит порядка трех миллионов рублей. На то, чтобы решить проблему и полностью обновить автопарк Кинешемской станции «Скорой помощи» потребуется всего около 30 миллионов рублей. Много это или мало? Поговаривают, что взятка наших руководителей должна была составить 6 миллионов.