Мало того, что наши земляки участвовали в создании первой советской атомной бомбы, так некоторые из них являлись также участниками первых крупномасштабных учений, на которых применялось атомное оружие. «168 часам» удалось узнать, кто они.
События в целом
В эти дни мы живем между двумя в буквальном смысле ядерными датами — 29 августа и 14 сентября. Одна дата знаменует собой испытания первой советской атомной бомбы (1949 год), а вторая — первые испытания атомной бомбы с участием «подопытных» людей (1954 год).
Впрочем, кавычки здесь можно и не ставить, потому как люди в то время и вправду привлекались для исследования того, как сверхмощная радиация воздействует на организм здорового человека. И как минимум два кинешемца были тогда этими самыми подопытными.
О том, что первая советская атомная бомба появилась благодаря нашим землякам, «168 часов» уже писали в мартовских и апрельских номерах газеты. Там рассказывалось, что в 1949 году на секретном заводе «В» в Челябинской области группа кинешемцев-химиков во главе с Гурием Румянцевым изготовила для первой бомбы основные плутониевые детали. Эта работа осуществлялась практически голыми руками и, следовательно, с максимальным риском облучения.
Однако на еще большую жертву нашим землякам пришлось пойти 14 сентября 1954 года, когда на Тоцком полигоне в Оренбургской области были проведены первые крупномасштабные учения с применением ядерного оружия и привлечением советских бойцов в качестве испытуемых. То было грандиозное и ужасное действо: 450 тысяч военнослужащих, 600 танков и 600 бронетранспортеров должны были прорвать оборону условного противника после того, как по этой обороне будет нанесен удар атомной бомбой, мощность которой составляла 40 килотонн. Это вдвое больше, чем мощность американской бомбы, сброшенной в 1945 году на Хиросиму.
События в лицах
Кинешемец Герман Хахалин пробыл на Тоцком полигоне два месяца, от начала подготовки к учениям и до полного их окончания. Этот факт подтверждается архивной справкой Генерального штаба Вооруженных сил РФ, которую предоставили в распоряжение «168 часов» родственники Германа Петровича. К сожалению, сам он рассказать о себе не смог, так как 1 августа текущего года скончался. Не дожив 10 дней до своего 85-летия.
«Рядовой Хахалин Герман Петрович 1930 года рождения проходил военную службу в 1118 отдельном батальоне аэродромно-технического обеспечения в должности аккумуляторщика, при этом в период с 19 июля по 23 сентября 1954 года находился в служебной командировке в Южно-Уральском военном округе (село Тоцкое), где принимал участие в войсковых учениях с применением атомного оружия», - говорится в справке. Она потребовалась Герману Петровичу в 1996 году, чтобы доказать свое право на соответствующие льготы и надбавки к пенсии, какие имеют те же «чернобыльцы». Поразительно, но на судебные тяжбы у него ушло целых восемь лет! Лишь в 2004 году Кинешемский городской суд решил удовлетворить его исковые требования.
- Вообще Петрович был очень скрытный и никогда не бахвалился тем, что его привлекали к испытаниям атомной бомбы, - вспоминает кинешемец Виталий Миров, друживший с Германов Хахалиным долгие годы. – Подписку о неразглашении гостайны он соблюдал до старости и очень злился, когда его начинали расспрашивать о тех временах. Он только и говорил: «Нас использовали, как подопытных тараканов». Ну и как-то рассказал мне, что после взрыва атомной бомбы он был отправлен к эпицентру взрыва и в числе других бойцов дошел до края кратера.
Так бы и ушли в небытие тайны атомных испытаний вместе со смертью Германа Хахалина, но «168 часам» удалось найти в Кинешме еще одного человека, который тоже участвовал в тех событиях. Он жив и относительно здоров, а главное – у него превосходная память. О том, как в 1954 году проходила подготовка ко взрыву атомной бомбы, о том, как выглядит радиоактивное облако, когда оно проходит прямо над твоей головой, и о многом-многом другом читайте в следующем номере.
(Окончание следует)