Война, которой не было

Кинешемец-участник спецоперации на территории Азербайджана спустя 25 лет рассказал о страшных событиях, которые происходили накануне распада СССР.

Кинешемец-участник спецоперации на территории Азербайджана спустя 25 лет рассказал о страшных событиях, которые происходили накануне распада СССР.

 

В минувшие выходные в 217-м гвардейском полку ВДВ состоялось награждение кинешемца Алексея Фомичева медалью от министра обороны и командующего воздушно-десантными войсками медалью «Генерал армии Маргелов» и юбилейной медалью «15 лет Боевому братству». Награды за вклад в патриотическое воспитание и популяризацию ВДВ вручал гвардии подполковник Геннадий Никандров, замполит полка и гвардии майор Андрей Никитин, заместитель командира дивизии.

Кто же такой гвардии старшина Алексей Фомичев, который спустя десятилетия пользуется уважением в самом боевом полку России? Впервые и только для читателей «168 часов» Алексей Николаевич согласился рассказать о тех исторических событиях, в которых он принимал непосредственное участие.

 

Падала синяя птица

Алексей Фомичев всегда мечтал служить ВДВ и сам просился призвать его в «крылатую пехоту». Волею судьбы он попал в 217-й гвардейский полк ВДВ, который спустя десятилетия теперь базируется в Иваново. А в 1988 году он располагался в городе Болград Одесской области.

- До своего основного места службы я прошел «учебку» в Прибалтике, - рассказывает Алексей Николаевич. – За время службы я побывал в трех советских республиках и меня впечатлило то, что там прилавки ломились от разнообразных товаров, а у нас в Кинешме в магазинах была лишь морская капуста, да минеральная вода «Боржоми». В армии же я впервые услышал слова «москаль», «кацап», «хохол», «азер» и т.д. Тогда эти слова звучали только в шутку, и мы оставались одной дружной семьей.

Возглавляли батальон командир Кобозев Геннадий Сергеевич и начальник штаба Коблов Сергей Алексеевич. Это очень заслуженные офицеры, кавалеры орденов Красного знамени и Красной звезды, ветераны Афганистана. О таких людях можно писать книги.

Алексей был  старшиной батальона и заслужил уважение сослуживцев и командиров. Служба шла своим чередом, прыжки с парашютом, боевая подготовка. Но вот осенью 1989 года десантников подняли по тревоге. Переброска осуществлялась на самолетах ИЛ-76 и никто не знал конечный пункт назначения.

- Оказалось, что нас направили в Баку на территорию Азербайджанской ССР для поддержания конституционного порядка, - вспоминает Алексей. – Там участились случаи конфликтов, в основе которых была межнациональная рознь, и мы должны были предотвратить массовые беспорядки. В эту командировку все прошло довольно спокойно. Наше появление сыграло свою роль, волнения прекратились. 18 октября мы должны были вернуться домой. Я написал своей маме, что свой день рождения (18 октября) встречу в самолете. Не пришлось… Уже сидя в самолете я увидел вспышку над морем, о чем сообщил командиру. Оказалось, произошла авиакатастрофа - в воду упал ИЛ-76 с солдатами нашего батальона. Все 57 человек, находившихся на борту, погибли. На этом самолете мог оказаться любой. Только через четыре дня мы вернулись в Болград. Было ужасно тяжело смотреть в глаза матерей, которые хоронили своих сыновей.

На территории 98-й ивановской дивизии ВДВ стоит памятник десантникам. Погибшим посвящена песня ансамбля «Голубые береты» «Экипажу 561» - «Падала синяя птица»…

 

По полной боевой

После той страшной трагедии батальон оправился не сразу. Однако уже через три месяца подразделение вновь подняли по тревоге. Но на этот раз все было гораздо серьезней.

- Нам выдали новую форму, новое вооружение, в ИЛ-76 загрузили новейшую технику на тот момент  - БМД-2 (боевая машина десанта), которой еще не было в других частях, - рассказывает Алексей Фомичев. – Мы были снаряжены по полной боевой. Надели бронежилеты, взяли с собой парашюты. Прыгать, правда, не пришлось. Мы вновь сели в аэропорту близ Баку. На этот раз выгрузка проходила в тревожной обстановке, мы рассредоточились и заняли оборону. Где-то раздавались выстрелы. Сходу мы зашли в близлежащую воинскую часть и разоружили местных военнослужащих. Перед нами стояла задача войти в Баку. Командир Геннадий Кобозев и начальник штаба Сергей Коблов построили нас и сказали, что местные жители такие же граждане СССР, и с ними нужно вести себя корректно. Что на территории Азербайджана находятся подстрекатели, которые провоцируют межнациональную рознь. И мы должны это предотвратить.

Наш полк выдвинулось в сторону Баку. Путь десантникам преграждали горящие цистерны с горючим, самодельные баррикады, неизвестные пытались обстреливать колонну. Тем не менее, полк успешно вошел в столицу Азербайджана.

- Больше всего меня неприятно впечатлили надписи на некоторых домах «Здесь живет армянин» (массовые беспорядки сопровождались гонениями на армянское население республики), - рассказывает Алексей Николаевич. – Граждане встречали нас по-разному, кто-то радостно приветствовал, как защитников и надежду на восстановление порядка, кто-то кричал, что солдаты-каратели. Мы же восстанавливали конституционный строй в республики, освободили все государственные учреждения от посторонних, которые их удерживали. Восстановили работу телеграфа. Потом мы сопровождали к самолетам армянское и русское население, которых эвакуировали в другие республики. Сами мы расположились на территории местного автобата, где заняли глухую оборону. Это было вызвано тем, что в других частях были потери среди военнослужащих.

Не смотря на то, что Алексей Фомичев был старшиной, ему поручили руководить целым блокпостом. Но спустя некоторое время их подразделению предстояло выполнить особую операцию.

- Командир сказал, что мы отправляемся к иранской границе в населенный пункт, в котором провокаторы взяли власть в свои руки, - вспоминает кинешемец. – Он предложил выйти добровольцам, кто готов поехать. «Оттуда вернутся не все», - подчеркнул комбат. Весь строй сделал шаг вперед. Вместе с сотрудниками КГБ СССР мы продирались по горным дорогам, нас обстреливали, но мы успешно добрались до населенного пункта и освободили его. Подстрекатели были арестованы. Погибших среди личного состава не было.

После окончания спецоперации в Баку часть вернулась обратно в Болград, 217-й полк успешно участвовал в учениях «Лето-1990», после которых наш земляк отправился на «дембель». Алексея Фомичева за успешное выполнение поставленных задач на территории Азербайджана представили к двум государственным наградам - «За отличие в службе» I и II степени. Также его наградили высшим воинским знаком комсомола – «Воинская доблесть»

- Я считаю, что если бы не мы, то жертв в Баку было бы гораздо больше, людей там на национальной почве убивали, - говорит Алексей Николаевич. – Считалось, что из Азербайджана пытались сделать «второй Афганистан». Этого не случилось и это заслуга советских солдат.

"По разным данным в результате событий в Баку в январе 1990 года погибло  около 300 человек, среди военнослужащих потери составили примерно 50 человек. Ранено более семисот".

"217-й гвардейский полк ВДВ за выполнение специальной операции награжден третьим вымпелом министра обороны «за мужество и воинскую доблесть»". 

Вместо послесловия

Спустя 25 лет гвардии старшина Фомичев, как член кинешемского отделения «Боевого братства» посетил 217-й полк, каково же было его удивление, когда командиры, многие уже с генеральскими погонами при встрече узнали Алексея и по-отечески обняли. Настолько им запомнился парень из Кинешмы.

В настоящее время он активно общается с полком, помогает проводить концерты для срочников, возит в часть кинешемских детей.

- Мы делаем это не ради славы, - говорит он. – Я сам служил и знаю, как солдатам важен хороший досуг.

 

Комментарии
Комментариев пока нет