(Продолжение, начало в №25 от 23 июня 2015 года)
Обещали — делаем. Вашему вниманию, уважаемые читатели, беседа с одним из выдающихся российских ученых, создателем отечественных суперкомпьютеров, академиком Российской академии наук, урожденным кинешемцем Владимиром Бетеленым. Тем самым мы продолжаем новый цикл статей о наших земляках, достигших больших успехов в мирных отраслях науки.
Краткая справка - Владимир Бетелин, входит в состав Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве России, является членом научного совета "Сколково", член правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни, входит в Научно-техническогий совет "РОСНАНО", возглавляет "Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук", заведует Кафедрой высокопроизводительных вычислений МГУ имени Ломоносова, он автор и соавтор 111 научных работ, лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени», ордена "Дружбы" и прочее, прочее.
И это наш земляк! Владимир Борисович родился в Кинешме 8 августа 1946 года. Жил он... Впрочем, Владимир Борисович специально для «168 часов» согласился рассказать о себе сам. Вашему вниманию беседа с ним:
- Владимир Борисович, расскажите о своей семье. Где она жила в Кинешме?
- Моя мать Бетелина Муза Владимировна – дочь Козловой Ольги Федоровны и Козлова Владимира Ивановича, которые переехали в Кинешму из села Судиславль Костромской области в 1937 году. Мама и ее сестра Тамара учились в школе №4 (современный лицей имени Фурманова — прим. М.Ж.) вместе с известным в Кинешме врачом Николаем Федоровичем Крыловым, с которым они до настоящего времени поддерживают отношения. Наша семья жила в половине дома №14 по улице 1-й Напольной, который с 1946 по 1955 год до нашего переезда в Москву был и моим домом.
- С кем вы дружили в детстве и сохранилась ли эта дружба поныне?
- В то время вторую половину нашего дома занимала семья председателя Исполкома Кинешмы Дмитрия Александровича Пятакова, детская дружба с сыном которого, моим ровесником и тезкой Володей, не получила в дальнейшем, к сожалению, какого-либо продолжения.
- Где вы учились в Кинешме?
- До поступления в школу я ходил в детский сад «Водник», который находился недалеко от нашего дома, на той же улице, что и школа–четырехлетка, прозванная в народе «гнилушка», где я учился в первом и втором классе. С моим школьным другом Валей Денисовым мы довольно долго переписывались и встречались в Москве, собирались вместе поехать в Кинешму, но, к сожалению, около десяти лет назад потеряли друг друга.
- Став жителем Москвы, часто ли вы потом приезжали в Кинешму?
- После переезда в Москву в 1955 году я был в Кинешме только один раз проездом в город Горький в 1966 году. В течение двух дней был гостем семьи Пятаковых, которая к этому времени занимала уже весь дом по улице 1-й Напольной. На два дня вернулся в знакомый с детства деревянный дом с русской печкой, выложенной замечательными изразцами, во двор со стоящими в ряд тремя огромными липами и тополем, и поленницей березовых дров между ними. Побывал в аптеке Кинешемской городской больницы, которой до 1955 года заведовала моя бабушка Ольга Федоровна Козлова. В подвале этой аптеки, в котором я провел немало времени, хранилось списанное медицинское оборудование, которое являлось в детстве моими лучшими, наиболее интересными игрушками. Однако большая часть и детских, и юношеских воспоминаний о Кинешме связана, конечно, с Волгой.
- Какой вам запомнилась Кинешма в плане промышленного развития?
- В те годы Кинешма была не столько текстильным, сколько речным краем: пассажирский и грузовой порты, судоремонтные мастерские, затон для зимовки и ремонта судов, инфраструктура обеспечения регулярных местных и дальних пассажиров и грузоперевозок, специальные учебные заведения, детские сады (Водник) и так далее. Именно регулярные перевозки грузов и пассажиров как местные, так и дальние, обеспечивали, как мне представляется, решающий вклад в развитие экономики города и округа и, прежде всего, в решение проблемы занятости населения.
- Интересно узнать ваше мнение о перспективах развития речного сообщения в настоящее время?
- Сегодня Волга и днем и ночью практически пуста, поскольку движение по ней ограничивается только нерегулярными перевозками грузов, которые нельзя привезти на автомобильном и железнодорожном транспорте, нерегулярными круизными судами и местными перевозками на малотоннажных судах. Недавно я был на конференции в Казани и каждый день дважды проезжал по мосту через Волгу. За неделю я не видел на Волге ни одного судна, ни большого, ни малого. В течение примерно часовой прогулки по речному порту Казани в его акватории удалось увидеть только один речной «трамвайчик», стоящий у причала. То есть Казань, как и все города на Волге, уже не является речным краем, то есть водный транспорт уже не обеспечивает не только решающего, но и сколь-нибудь значительного вклада в экономику этих городов.
Об этом свидетельствует и Стратегия развития Кинешмы до 2020 года, которую я изучил по материалам, размещенным на сайте кинешемской администрации. Убыточность перевозок водным транспортом относится к числу ключевых проблем, и, видимо, поэтому в стратегических направлениях развития нет раздела, посвященного водному транспорту.
- И все-таки стоит ли, по-вашему, рассчитывать на лучшие времена? И какие научные инновации могли бы поспособствовать их приходу?
- Убыточность водного транспорта с самой низкой стоимостью тонно/километра, обусловлена исключительно реализуемой последние четверть века либеральной экономической политикой, которая, как мне представляется, уже в ближайшей перспективе должна быть значительно скорректирована путем замены принципа финансовой конкурентоспособности на технологическую конкурентоспособность. В этих новых условиях стратегическими перспективами развития экономики городов региона Волги станут не столько технологии развития обрабатывающих производств, автомобильного и железнодорожного транспорта, сколько технологии водного транспорта и управления водными ресурсами. Необходимым условием создания в среднесрочной перспективе таких технологий является создание системы подготовки инженерных кадров, включающей дошкольное, школьное и вузовское образование. Наш институт имеет опыт создания экспериментальной системы образования в области информационных технологий, с которым может ознакомить кинешемцев.
От редакции. Вступая в полемику с известным ученым на страницах нашей газеты, хотелось бы добавить. Было бы что перевозить и куда. Понятно, что в период неумной приватизации предприятия речной инфраструктуры попали в руки не хозяйствующих субъектов, а субъектов, думающих только о личном мгновенном обогащении. Но в период жирных 2000-2013 годов на Волге было заметно оживление движения судов, что значило именно то, что было что везти и куда. В этот-то момент государство и должно было обратить свое внимание на разграбленную прибрежную инфраструктуру, то есть на то, что позволило бы развивать конкуренцию между железными дорогами и водными перевозками. Но мы же знаем, что это кое-кому не надо. Конкуренция ведет к снижению затрат перевозчика, а не владельца монополии. А сейчас кризис, одной из причин которого является замонополизированность крупнотоннажных перевозок. Спросите любого предпринимателя, как он мучается с железнодорожным транспортом. Ему проще переплатить и быстрее доставить груз по автодорогам, которые разбиваются крупнотоннажными машинами напрочь. А государство выделяет огромные средства на поддержание дорог, и получается замкнутый круг. И вот тут мог бы помочь речной транспорт. Но его государство не развивает, потому что получится конкуренция. Кто его разорвет, этот замкнутый круг неуместной траты государственных денег? Вот тот, кто его разорвет, и даст новый толчок к развитию Кинешмы как портового города. Но это наше частное мнение.
Дмитрий Голубев, главный редактор